/ Российская Федерация

Мы наш, мы новый мир застроим?

22 марта 2016 года Государственная Дума приняла важные дополнения к Федеральному закону «Об объектах культурного наследия» (ФЗ №73 от 25 июня 2002 года). Теперь законопроекту остаётся пройти обсуждение в Совете Федерации и получить подпись Президента – и памятники и исторические места будут защищены от безоглядной застройки.

В закон вводится понятие о «защитных зонах» объектов культурного наследия.

«Защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов» (Статья 341).

В предыдущей редакции закона было только понятие «зона охраны», которая устанавливалась на основе историко-культурной экспертизы и длительных согласований. Экспертиза должна проводиться аттестованными специалистами и стоит дорого. В результате более 80% памятников таких зон охраны не получили.

Законопроект предусматривает установление для памятников и ансамблей, не обеспеченных зонами охраны временных защитных зон с очень строгим режимом, запрещающим в их границах новое строительство и реконструкцию, связанные с изменением габаритов.

Границы защитных зон устанавливаются автоматически: в населенных пунктах – 100 метров от границы памятника и 150 м от границы ансамбля, вне населенных пунктов – соответственно 150 и 250 метров. Если памятник или ансамбль не имеют утвержденной территории, то границы защитных зон отмеряются от внешней стены памятника или от внешнего контура ансамбля: 200 метров в населенных пунктах и 300 – за их пределами. Границы защитных зон должны вноситься в Госкадастр недвижимости в течение 15 рабочих дней с момента получения извещения от органов охраны памятников. Защитные зоны не устанавливаются для объектов археологического наследия, некрополей, произведений монументального искусства, а также памятников и ансамблей, расположенных в границах достопримечательных мест с утвержденными регламентами.

 

Полуротонда памяти королевы Луизы

Неказистый шалман в Центральном парке Калининграда рядом с полуротондой памяти королевы Луизы, имеющей статус объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.

 

Защитные зоны призваны, с одной стороны, покончить с произволом застройки в  непосредственной близости памятников и ансамблей, с другой – должны стимулировать разработку и принятие зон охраны объектов культурного наследия.

Принятие этой поправки было вызвано разрушением культурного ландшафта исторических городов. В 1990 году в реестр исторических поселений вошло 426 городов, 54 посёлка городского типа и 56 сёл.  В июле 2010 года список  был сокращён до 41, причём крупных городов там практически не осталось (Калининград также был исключён).

Фактически, это чрезвычайный закон, вызванный катастрофическим положением в старых городах, которым «есть, что терять». Вспомним, хотя бы, «точечную застройку», которая не только уродует облик исторических районов, но и значительно ухудшает качество жизни их жителей (в равной степени и новосёлов). Создание защитных зон должно с одной стороны привести к запрету нового строительства, искажающего историческую среду или то, что от нее осталось, с другой стороны - должно дать время для разработки постоянных зон охраны.

Хочется ещё раз подчеркнуть – более 80 % памятников в РФ не имеют зон охраны (!), что беззастенчиво используется застройщиками и ведёт к утрате историческими районами старых городов не только туристической привлекательности, но зачастую и привлекательности для проживания.

Законопроект имеет многих противников, в первую очередь среди застройщиков, и поэтому принимается медленно – первое чтение прошёл в мае 2015 года и «завис»... Главный аргумент оппозиции – закон будет мешать развитию городов, войдёт в противоречие с принимаемыми ныне генеральными планами. Второй, не менее распространённый довод противников – это новая коррупционная схема, расширяющая сферу под названием «торговля запретами». Но согласитесь, способность из всего делать «коррупционную схему» – это образ мыслей и поведенческие особенности, «человеческий фактор» и «неправовое сознание».

Также стоит обратить внимание на следующий момент: закон принимается в отношении будущих застроек, то есть фиксирует status quo, и демонтировать уже существующие, даже самые нелепые и уродливые постройки на его основании не получится. Для этого по-прежнему нужна «политическая воля».

Наконец, последняя ремарка: сделано важное уточнение: «Решения об утверждении зон охраны объектов культурного наследия, принятые в соответствии с законодательством РСФСР и Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются действующими». Эта статья пресекает попытки оспорить зоны охраны, принятые ранее, особенно в 1970-1980-е годы.

И самое последнее – ждём подписи президента РФ.

 

Фото Маргариты Шашуриной.