Янтарь
Благословенный дар прусского побережья и одно из самых замечательных творений природы. Янтарь, или Бернштайн / Bernstein, как говорили в Пруссии, а так же Бёрнштайн / Börnstein или Айтштайн / Aitstein — от старонемецких слов börnen и aiten, означавших "гореть" и "быть сожженным", был известен еще в древности.
ЛЕГЕНДЫ ПРУССИИ в блоге Татьяны Коливай.
Цикл "Листая старые страницы".
Еженедельник «Беседка» / Gartenlaube.
Лейпциг, 1859, Heft 31, S. 445-447.
Янтарь / Der Bernstein.
Высокогрудые девы-троянки, а также жены эллинских воинов, приплывших на "крылатых, чернобоких1 кораблях" в Трою, чтобы ее разрушить, украшали себя янтарем. И троянцы, и греки покупали янтарь у финикийцев — бриттов древнего мира, которые привозили его с морского побережья. С какого? Да с того самого, где его и сегодня чаще всего находят, — с морского побережья Пруссии.
Согласно древнегреческому мифу, изложенному в «Метаморфозах» римского поэта Овидия, янтарь это — окаменевшие слезы, пролитые сестрами Фаэтона, когда незаконнорожденный сын Гелиоса нашел свой конец в безрассудной попытке править колесницей отца. Плачущие гелиады в наказание были превращены в тополя. Они стояли на берегу Эридана, а их слезы падали в студеную воду и затвердевали, превращаясь в янтарь — прекрасный прощальный дар сыну Солнца.
"Плачут несчастные девы, по брату горюя,
Льется слеза за слезою в воды священной реки…"
Эриданом эллины во времена Гомера называли реку Пад, что ныне зовется По, их потомки — реку, впадающую в Северное море (Маас, Шельда или сам Рейн), и только ко времени рождения Христа — т. е. в то времена, когда Сидон и Тир, бывшие метрополии Финикии, уже лежали в руинах, а финикийцы продолжали жить только в истории, — удалось выяснить настоящее место, где находили янтарь, — песчаное морское побережье Пруссии, носящее поэтичное имя Нерунг. Да и название Эридан тоже живо здесь. Только теперь оно звучит как Радауне2. Это имя небольшой речушки длиной примерно 15 километров, притока Мотлавы, впадающей в свою очередь в Вислу.
Долгое время янтарь считался минералом, ведь недаром его называли камнем. Однако недавние исследования показали, что он несомненно имеет растительное происхождение и относится к растительным смолам, хотя и лишен некоторых их свойств.
Вероятно, он — ископаемая окаменевшая смола хвойных деревьев из подкласса голосеменных Coniferae, исчезнувших, как вид, в результате одного из многочисленных природных катаклизмов, периодически случающихся на нашей планете. Профессор Гёпперт из Бреслау3 считает, что янтарь образовался во время предпоследнего или последнего ледникового периода [известного как Валдайское оледенение, продолжавшегося около 100 тысяч лет и закончившегося примерно 11,7 тысяч лет назад — ред.]. Это, в частности, подтверждается тем фактом, что мелкие насекомые, часто встречающиеся в янтаре, идентичны тем, что существуют и сегодня.
Янтарь, несмотря на свое знакомство с древними финикийцами, не очень стар с точки зрения науки геологии, которая, как известно, оперирует не десятилетиями и столетиями, а тысячелетиями. При объяснении частого появления янтаря в северных широтах, предполагают, что это древесная смола, которая обильно сочилась из стволов хвойных деревьев, и, попав в воду, быстро затвердевала.
В те времена широты, в которых расположена нынешняя Пруссия, имели благодатный мягкий климат. На обширной части нынешнего дна Балтийского моря росли бескрайние леса, которые погибли под толщами вод, когда с крайнего севера сюда вместе с ледяными массами пришли гигантские паводки, что и привело к смене мягкого теплого климата на суровый холодный.
۞ ۞ ۞
В зависимости от того, где он был найден, янтарь бывает морским и ископаемым. Первый добывают главным образом со дна моря. [А после штормов — у берегов и даже на них — ред.]
Добыча янтаря с морского дна возможна в любое время года. Найти янтарь на пляжах можно, когда шторм срывает с глубокого морского дна бурые водоросли с застрявшим в них янтарем и несет их к берегу. Здесь он становится добычей ловцов янтаря. Это в основном крепкие мужчины, одетые в грубые шерстяные юбки и кожаные фартуки-кирасы, со специальными большими сачками на длинных шестах.
Ловцы янтаря за работой на пляже Пальмникена (пос. Янтарный).
Они заходят по пояс, а иногда даже по грудь в бурлящее море, замечают прибиваемые волнами к берегу водоросли, вычерпывают их и собирают в свои мешки наиболее крупный янтарь.
Водоросли, досадное, но неизбежное дополнение, вернувшись к берегу, ловцы вываливают на песок, где женщины и дети заботливо выбирают из бурой гущи более мелкие кусочки янтаря, чтобы отнести драгоценные находки домой. А мужчины после удачной “янтарной охоты” обычно идут в ближайший трактир и там предаются возлияниям картофельным шнапсом во славу Бахуса. В зависимости от подаренного Нептуном улова, их попойки бывают более или менее обильными.
Это самый распространенный способ, которым море лишается своих янтарных богатств. Значительно меньше то количество янтаря, которое Нептун добровольно отдает обитателям суши, этим созданиям своего брата Юпитера. Или, выражаясь менее высокопарно, то количество янтаря, что Балтийское море выбрасывает на восточное и западное побережья Пруссии, когда дуют северные и западные ветра.
Как бы там ни было, западное побережье Земландии [Самбийского полуострова, Самбии — ред.] — это драгоценный “янтарный берег” Пруссии, наиболее щедро одариваемый морской стихией. Менее богаты пляжи Данцига [ныне — Гданьск], Балтийская коса / Frische Nehrung и северный берег Земландии. Еще менее — Куршская коса и Померания, а наиболее бедны берега Курляндии [Латвия] и Швеции. На всех остальных участках морских побережий, где встречается янтарь, его находили крайне редко.
۞ ۞ ۞
Ископаемый янтарь добывают в ямах. [В середине XIX в. карьеров и шахт на берегах Балтийского моря еще не было. — ред.] Чтобы их вырыть, на морском побережье отыскиваются участки, где берег обрушился из-за подмыва, так что на обрывистой уцелевшей стенке стали отчетливо видны наслоения пластов земли. Там, где коричневые полосы указывают на наличие залежей бурого угля или там, где есть слои голубой глины, можно ожидать и наличие янтаря.
При добыче янтаря из ям находится соответствующий участок, его основание расчищается от осыпи и обломков пород, затем подножие обрыва аккуратно подкапывается, чтобы вниз обрушился фрагмент берега. Из упавшей массы земли делается вал, отделяющий берег от моря. Вал обычно бывает полукруглым с наклонными стенками, чтобы земля не осыпалась. Затем одни рабочие начинают выкапывать у обрыва большую яму. Ее очищают, углубляют и выравнивают. Поскольку над залежами янтаря нередко присутствуют грунтовые воды, их приходится отводить, после чего оставшуюся воду направляют в котлообразные углубления, а яму по периметру обносят сваями, их переплетают хворостом и тщательно затыкают каждую щель травой и мхом.
После того, как кропотливая подготовительная работа завершена и яма готова, копатели (Stecher) становятся в ряд и осторожно втыкают в землю на глубину около трех футов инструменты похожие на большие долóта, аккуратно отделяя один тонкий пласт земли за другим.
Перед копателями в яме стоит принимающий (Abnehmer), который внимательно следит, не показался ли из земли янтарь. Наиболее крупные куски сразу же аккуратно извлекаются и заворачиваются в мокрые тряпки, чтобы они не раскололись, оказавшись на воздухе после тысяч лет проведенных под землей, как это иногда случалось.
Копатели срезают землю слой за слоем пока это возможно, чтобы не допустить обрушения нависающего края ямы. За ними постоянно следят надзирающие (Aufseher, Ausgucker). Только когда они убеждаются, что в этой яме янтаря больше нет, ее оставляют, чтобы попытать счастья в другом месте. Примерно также работают калифорнийские и австралийские золотоискатели.
Что же касается прибыли, то она обычно делится следующим образом: треть достается собственнику земли, на которой ведутся поиски янтаря, вторую треть получает предприниматель, организовавший раскопки, а последняя треть отдается рабочим, которые делят ее меж собой. Рабочие также получают каждую неделю небольшую фиксированную заработную плату из кармана «владельца ямы», т.е. предпринимателя, и он же, посещая место раскопок, угощает рабочих табаком и пивом — шнапс добытчики ископаемого янтаря, в отличие от своих коллег, ловцов морского, обычно презирают.
Реализация найденного янтаря чаще всего происходит так: предприниматель забирает себе весь найденный янтарь и выплачивает другим участникам их доли наличными, исходя из предварительно согласованной между всеми сторонами стоимости. Цена, которую предприниматель получает от скупщиков, торговцев и резчиков янтаря сверх той цены, которую уплатил сам, составляет вторую часть его прибыли.
۞ ۞ ۞
Стоимость янтаря в первую очередь определяется размером, цветом и формой, большей или меньшей прозрачностью. Полностью прозрачный янтарь обычно ценится дороже всего. Полупрозрачный "янтарь-бастард" / Bastardbernstein является наиболее распространенным, а непрозрачный наименее ценен. На Западе предпочтение отдается молочно-белому цвету, а на Востоке — бледно-желтому.
Самый большой кусок янтаря до Второй мировой войны был найден в 1803 г. в придорожной канаве между Инстербургом (Черняховск) и Гумбинненом (Гусев). Он весил более семи килограммов.
В зависимости от размера, являющегося лучшим мерилом стоимости, янтарь делится на Гроссе Варе / Große Ware (большой товар) и Кляйне Варе / Kleine Ware (малый товар).
Большой товар называется еще Sortiment (ассортимент) и подразделяется на:
1). Гросс Бернштайн / Großbernstein (Крупный янтарь), т. е. янтарь весом от 1/3 фунта4 и более, стоимостью по 40-60 талеров за фунт, в зависимости от формы и цвета. Изысканно красивые по форме и цвету куски янтаря, которые весят более 1 фунта, стоят от 100 талеров и выше;
2). Цехнер / Zehner (Десятка) — янтарь весом от пяти до девяти лотов5, по цене от 25 до 30 талеров за фунт;
3). Драйсигер / Dreißiger (Тридцатка) — янтарь весом от двух лотов, т.е. на фунт должно приходиться от 15 до 16 шт. Стоимость этого сорта обычно вдвое ниже предыдущего, т. е. по 14–18 талеров за фунт;
4). Чакен / Czacken (Безделушка) — кусочки янтаря весом от одного лота и ниже, стоимость зависит от пропорции больших и маленьких и составляет от 7 до 10 талеров за фунт.
Эти четыре сорта янтаря в разных количествах и составляют Sortiment, который обычно отправляется оптовыми партиями для продажи на Восток.
۞ ۞ ۞
Малый товар подразделяется на:
1). Грюндштайн / Grundsteine, т. е. кусочки, которые не достигают размера лещины (лесного ореха), но имеют величину зерна фасоли. Они стоят от 1,15 до 1,5 талера за фунт.
2). Книббель / Knibbel — янтарь размером с горошину. Его стоимость составляет от 2/3 до 3/4 талера за фунт.
Однако все цены, указанные здесь, относятся только к прозрачному янтарю. Полупрозрачный стоит вдвое меньше, а непрозрачный — едва ли треть от цены прозрачного янтаря.
۞ ۞ ۞
Несмотря на малый размер, из книббеля тем не менее изготавливают янтарные шарики. Таким образом, он тоже относится к так называемым рабочим камням. Всё, что меньше книббеля, для обработки уже не годится и продается как отходы по несколько грошей за фунт. Они идут в дело для приготовления янтарного лака, янтарного масла и янтарной кислоты, а янтарная осыпь низкого качества используется для изготовления благовоний.
Янтарная кислота и янтарное масло считаются укрепляющими нервы, спазмолитическими, потогонными и мочегонными средствами. Испарения янтарного благовония часто применялись как лекарственное средство при подагре, растяжениях связок и ревматизме. Янтарный лак обеспечивает красивое, блестящее, водо- и воздухонепроницаемое покрытие деревянных изделий.
۞ ۞ ۞
Янтарь является важным предметом экспорта прусского побережья, особенно на Восток, причем в прежние времена в большей степени, чем сейчас. Когда-то турецкие, армянские и греческие торговцы приезжали в Пруссию, чтобы закупать здесь янтарь, как обработанный, так и нет. Его вывозили в Турцию и страны Востока и Юга, где его использовали в женских украшениях, а также для изготовления благовоний, поскольку персы, китайцы и другие жители Востока предпочитают запах янтаря всем запахам ароматических веществ, которыми так богат Восток, и охотно используют янтарные благовония на религиозных празднествах и пиршествах.
Ныне жители Леванта [восточная часть Средиземноморья — ред.] больше не приезжают в Пруссию. Торговлю янтарем взяли в свои руки прусские и особенно данцигские иудеи. На протяжении веков Данциг был и остается крупнейшим центром торговли янтарем.
«Гданьск в XVII веке». Войцех Герсон, 1865.
В прошлом 1858 году, согласно официальному «Списку судовых счетов», из Данцига в море ушли корабли с 1028 центнерами необработанного и обработанного янтаря, а также янтарных химикатов (в том числе с 14 центнерами янтарного масла).
Большая часть груза ушла в Голландию, которая снабжает внутренние районы Индии, Индийские острова, Китай и Японию янтарными украшениями и изделиями из янтаря, пользующимися там большим спросом. Как бы ни была велика стоимость отгруженного в Голландию янтаря, это далеко не весь янтарный экспорт: по крайней мере, столько же отправляется из Данцига вглубь материка — Польшу, Россию, Румынию и Турцию.
В Данциге большая часть янтаря также и обрабатывается. Впрочем, в настоящее время его в этом отношении начинает опережать Париж. Сейчас там шлифуется очень много “солнечного камня”, и часть его затем возвращается обратно в Германию по неоправданно завышенным ценам.
Поскольку янтарь по сравнению с другими смолами обладает значительно большей прочностью, существует множество способов его обработки. Огромное количество камней для изготовления ожерелий отправляется в Турцию, придунайские страны, Египет. А из Египта дальше — в Судан, Нубию и Абиссинию, где работорговцы часто выменивают янтарь на рабов для домашних и полевых работ у ленивых мусульманин и на наложниц для их гаремов. Для Индии специально отбираются большие плоские бесформенные камни. Они идут на ожерелья для статуй Брамы, Вишну, Шивы, Будды, которые устанавливаются в тамошних харамах. Для экспорта на Восток изготавливаются также янтарные мундштуки для трубок, ведь мусульманам разрешено курить только из них, поскольку Коран не позволяет верующим прикасаться губами к “мертвым животным” (всевозможные рога, панцири черепах и пр. запрещены).
۞ ۞ ۞
Учитывая высокую ценность, которую всегда имел янтарь, он издревле привлекал внимание правителей разных земель. Но, вероятно, до прибытия немецких рыцарей-братьев ордена в Пруссию каждому — и местному жителю, и чужестранцу — не возбранялось собирать янтарь, о чем прямо свидетельствуют хронисты Грунау и Лео:
Antiquitus legebat quisque succinum in Prussia gratis.
(В древности всяк янтарь собирали бесплатно)
Histor. Prussiae
Рыцари Тевтонского ордена, распространив в последней четверти XIII в. свою власть по всему побережью Земландии, объявили введение так называемой Янтарной регалии, или Янтарной привилегии / Bernsteinregal, т.е. монопольного права на добычу и продажу янтаря. Несанкционированный сбор янтаря карался в те времена смертью.
«Уложение об янтаре» XIV в. поручало общий надзор за соблюдением Янтарной регалии маршалу ордена / Ordensmarschall в Кёнигсберге. Весь найденный янтарь должен был сдаваться сборщикам янтаря (так называемым орденским управляющим / Ordensschäffer, которые назначались маршалом. Местные жители не имели права ни хранить у себя янтарь, ни продавать его.
Орден обладал монополией на торговлю янтарем и даже ввел запрет на профессию резчика янтаря на своих землях. Весь собранный янтарь орден отправлял в необработанном виде своим комтурам в Любеке и Брюгге.
В Брюгге янтарная гильдия была основана около 1300 года. Ее члены изготавливали различные предметы религиозного назначения, особенно янтарные четки. Спустя добрых 100 лет в гильдии насчитывалось около 70 мастеров и примерно 300 их учеников.
Важнейшими центрами янтарного промысла в Пруссии были Данциг и Кёнигсберг. В то время как католический Данциг специализировался на производстве предметов религиозного назначения, протестантский Кёнигсберг в основном производил предметы повседневного обихода. Так, из крупных кусков янтаря изготавливали кресты, сердечки, шкатулки, кубки, кольца, статуэтки, различные безделушки, шахматные наборы и т.д.
۞ ۞ ۞
Монополии Ордена был нанесен существенный удар, когда по Торуньскому договору 1466 г. вся Западная Пруссия ушла из-под его власти, а Балтийская коса — треть Янтарного Побережья — отошла вновь образованному Свободному городу-государству Данциг6.
Молодая амбициозная республика придерживалась более либеральных взглядов на Янтарную регалию и вскоре составила успешную конкуренцию монополии Ордена на торговлю янтарем, поскольку в Данциге хватало как искусных мастеров-резчиков, так и других ресурсов для обработки янтаря.
Это побудило первого герцога Пруссии Альбрехта Бранденбургского7, который в 1525 г. обменял свой плащ Великого магистра на герцогские горностаи, разрешить обработку янтаря и на своей территории. Он также позволил добычу ископаемого янтаря, что чуть раньше было разрешено в Данциге. Первые янтарные карьеры появились в Пруссии в 1550-х годах.
Однако добытчики янтаря должны были платить герцогу налог, а сбор янтаря на побережье по-прежнему регламентировался Янтарной регалией. Нарушители карались строгими штрафами. Дополнения к Уложению об янтаре 1582 г. запрещали кому-либо, независимо от сословия, появляться на взморье без удостоверения личности.
Виселицы для нарушителей Янтарной регалии.
На морских берегах устанавливали виселицы, а пойманных за незаконным сбором янтаря тут же вешали. У подозреваемых в присвоении янтаря и скупщиков признательные показания выбивали с помощью кнутов и пыток.
Великий курфюрст Фридрих Вильгельм Бранденбургский8 поначалу, казалось, проводил более мягкую политику и много сделал для развития торговли янтарем в своем прусском герцогстве. Но именно он позже постановил, что все жители берегов Балтийского моря, а равно те, кто посещал побережье по торговым делам, должны были приносить официальную клятву не присваивать янтарь. Эту так называемую Пляжную клятву / Strandeid должны были давать все лица мужского пола старше восемнадцати лет. Не являлись исключением даже священники. В клятве имелся следующий пассаж:
"И если я увижу и пойму, что мой отец, мать, братья, сестры или другие люди хотят злоупотребить доверием в обращении с янтарем, клянусь не допустить этого и не поддаться соблазну.."
Наказания нарушителям были определены следующие: за кражу одного фунта янтаря — штраф в 90 прусских гульденов; двух фунтов — двойная сумма штрафа; трех фунтов — штраф 270 гульденов, порка плетьми и изгнание из прибрежной области на 10 лет; четырех фунтов — тот же штраф, но, кроме ударов плетьми еще и позорный столб, а также пожизненное изгнание из страны; пяти фунтов и более — виселица и возмещение украденного в двойном размере семьей преступника.
В случае особо крупной кражи (25 фунтов янтаря и более) виновника могли даже приговорить к казни колесованием!9 Простой заход на пляж без разрешения карался штрафом от 12 до 18 гульденов, а в случае повторного нарушения приводил к изгнанию из прибрежной области на срок от одного до трех лет.
Чтобы быстрее ввести эти законы в действие и как можно скорее приступить к наказанию нарушителей Янтарной регалии, по приказу великого курфюрста 21 ноября 1644 году в Фишхаузене был учрежден Янтарный суд / Bernsteingericht, состоявший из фискала и шести заседателей.
Варварские методы борьбы с нарушителями Янтарной регалии, запугивание и принуждение, которому подвергались жители побережья, оказывали весьма негативное влияние. Согласно старой латинской поговорке Nitimur in vetitum! (К запретному людские души тянет!) они приводили к противоположному результату, побуждая дерзкие души к тайному воровству, порождали ответное ожесточение, жертвами которого стали многие стражники, патрулировавшие побережье.
Многочисленные виселицы на вершинах прибрежных дюн и клятвы (не красть янтарь) были слабой мотивацией к соблюдению правил.
Местные жители в большинстве своем не считали кражу янтаря преступлением: “Волны выбрасывают камень на берег. Янтарь — благословение моря, поэтому он принадлежит нам, людям побережья, а значит, присвоить его — не воровство”.
В начале XVIII в. наказания несколько смягчились. Отныне к повешению приговаривались лишь в том случае, если было украдено около четверти тонны янтаря и к тому же “вор был подлого сословия”. Досмотры тоже стали регламентироваться более четко. Каждые три года жители побережья от границ Данцига до Мемеля должны были явиться “с сыновьями и слугами”, дать Пляжную клятву, позволить провести проверку своих сачков, и, если в хозяйстве имелось какое-либо увеличение благосостояния, должны были убедительно доказать, что таковое не произошло от сбыта незаконно присвоенного янтаря.
В 1717 году во время досмотра имущества местных крестьян они подвергались наказанию даже в том случае, если в ящике или в шкафу находили всего один кусочек янтаря.
۞ ۞ ۞
С 1762 г., после окончания российской оккупации Восточной Пруссии, наказания стали более гуманными. Смертная казнь и высылка из страны были отменены, а битье плетьми назначалось только в том случае, если злоумышленник, будучи застигнутым на месте преступления, нападал на конного охранника10. Но всегда в качестве меры наказания была тюрьма на воде и хлебе, а в более серьезных случаях — исправительный дом с “приветствием и прощанием”, которые проводились по прибытии, а также при освобождении заключенного. Это были 25 ударов палкой, которые отсчитывались под строгим наблюдением тюремного эскулапа.
А вот чужестранца, рискнувшего выйти на морской берег без Карты легитимации11 в кармане, ждали “испанская мантия” и тюрьма.
Деревянные бочки позора, также называемые “испанскими мантиями”, были орудием наказания в Европе, начиная с XIII в.
Старинные янтарные шахматы.
Помещенного в бочку позора, облицованную изнутри листовым металлом, разрешалось оскорблять, давать ему пощечины, бросать в него мусор. Чтобы увеличить мучения наказуемого к нижнему краю бочки позора подвешивались гири.
Пляжная клятва была также усилена дополнением, требующим от детей доноса на своих родителей! Такое положение дел продолжалось вплоть до недавнего времени. Надо упомянуть, что, когда в 1807 году Янтарная регалия была передана в аренду купцам, ненавистные досмотры и обязанность местных крестьян собирать и отвозить янтарь прекратились, но выходы на взморье все еще оставались под строгим контролем. Ситуация изменилась лишь в 1837 году, когда сами жители прибрежной зоны получили в аренду привилегию пользования Янтарной регалией.
Это означало, что существовавшие ранее ограничения доступа к морскому берегу прекратились, и только с этого момента начались многочисленные посещения Кранца, Нойкурена и других морских курортов побережья Земландии, их интенсивное развитие.
Конечно, теперь государство получало меньшую прибыль от Янтарной регалии, но эти потери вполне компенсировались не только доходами, которые круглый год приносили курорты прусского побережья, но и оздоровлением моральной атмосферы среди местного населения.
۞ ۞ ۞
В конце статьи хотелось бы упомянуть о предпринятой несколько лет назад в Бреслау профессором Гёппертом попытке искусственного получения янтаря. Ученый выдерживал еловую смолу и еловые ветки в теплой воде (65-80 градусов С) в течение трех месяцев. Смола начинала пахнуть уже не скипидаром, а скорее приятным бальзамическим ароматом, что приближало ее по своим свойствам к янтарю, но в отличие от янтаря она все равно растворялась в спирте. Другая смола, венецианский терпентин12, вместе с ветвями лиственницы выдерживалась целый год в теплой воде. В результате она также потеряла часть своей растворимости, но все-таки не смогла в полном объеме достичь характеристик янтаря. Эти начавшиеся опыты, вероятно, подтолкнут физиков к дальнейшим экспериментам и попыткам воспроизведения чудесного дара природы.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Корабли ахейцев (одного из основных древнегреческих племён) Гомер описывает как чернобокие, то есть имеющие смоленый корпус.
2. Радауне — (нем. Radaune, польск. Radunia). Небольшая река в Кашубии (Поморье) на севере Польши, которая вытекает из озера и впадает в р.Мотлаву недалеко от Гданьска.
3. Иоганн Генрих Роберт Гёпперт (Johann Heinrich Robert Göppert. 1800, Шпроттау –1884, Бреслау — совр. Вроцлав, Польша.). Немецкий ботаник, палеонтолог, врач и профессор университета.
4. Фунт (от лат. pondus — вес, гиря) — единица измерения массы.
В англосаксонских странах (в отличие от России) фунт равнялся 0,45359237 кг. Наиболее распространенным сегодня является международный фунт эвердьюпойс (от англ. avoirdupois, от фр. avoir de pois — товары, продаваемые на вес), который юридически определён как 0,45359237 кг.
5. Лот — дометрическая единица измерения массы (использовалась во второй половине XVIII — начале XX вв.), равная 1⁄32 фунта, или 12,79725 граммам.
6. Так в оригинале:
7. Имеется в виду Альбрехт Бранденбург-Ансбахский (нем. Albrecht von Brandenburg-Ansbach; 1490, Ансбах, Франконский имперский округ —Замок Тапиау, Гвардейск) — великий магистр Тевтонского ордена и первый герцог Пруссии.
8. Фридрих Вильгельм I Бранденбургский (нем. Friedrich Wilhelm von Brandenburg; 1620, Кёльн-на-Шпрее — 1688, Потсдам) — курфюрст бранденбургский (1640-1688), прозванный «Великим курфюрстом», и герцог Пруссии из династии Гогенцоллернов.
9. Колесование — распространенный в античности и Средневековье вид смертной казни, также известный под названием «Колеса Екатерины» или просто «Колеса». Колесование применялось ещё в Древнем Риме. В Средние века и в начале Нового времени было распространено в Европе, особенно в Германии и во Франции, где считалось самой мучительной (после четвертования) и самой позорной казнью. Приговоренному к колесованию железным ломом или колесом ломали все крупные кости тела, затем его привязывали к большому колесу, и устанавливали колесо на шест. Приговорённый оказывался лицом вверх, и умирал от шока и обезвоживания, часто довольно долго. Страдания умирающего усугубляли клевавшие его птицы.
10. Конный охранник (нем. Strandreiter) — конный солдат пляжного патруля, который каждый день инспектировал побережье верхом и должен был следить, чтобы никто самовольно не подбирал янтарь.
11. Карта легитимации (нем. Legitimationskarte) — (истор.) разрешение на пребывание на данной территории.
12. Венецианский скипидар, или терпентин — это традиционный старинный растворитель высокой степени очистки, получаемый из почек деревьев хвойных пород, как правило, из лиственницы. Он представляет собой масляно-смоляной экссудат Larix Europaea или Larix deciduas.
В статье также использованы следующие материалы:
Beiträge zur Kunde Preußens. Bd. 6. Königsberg. (1824)
Fragmente zur Naturgeschichte des Bernsteins. Danzig. (1835)
ЛЕГЕНДЫ ПРУССИИ в блоге Татьяны Коливай.