/ Кёнигсберг

Кёнигсберг

В конце 50-х годов XIX века в Данциге (Гданьск) вышла книга Макса Розенхейна (Max Rosenheyn) «Записки путешественника по Западной и Восточной Пруссии» (Reiseskizzen aus Ost- und Westpreussen, 1858). С любезного разрешения переводчицы Татьяны Коливай мы предлагаем вашему вниманию главу о столице Восточной Пруссии.

ЛЕГЕНДЫ ПРУССИИ в блоге Татьяны Коливай.

Далекий город на Прегеле обещает всем, посещающим его впервые, большое разнообразие впечатлений. Это королевский город на семи холмах, имеющий семь ворот и семь мостов, широко раскинувшийся по обеим сторонам реки, смотрится весьма впечатляюще. Все его семнадцать не похожих друг на друга башен и построенный во времена Ордена Королевский дворец на Замковой горе являются яркими доминантами городского пейзажа.

Кёнигсберг простирается широкой полуаркой от пышных лугов на Прегеле до поросших лесом холмов с расположенной на них обсерваторией, — прижизненным памятником, который великий астроном Бессель1 воздвиг себе сам.

Если вы приедете из современных чистеньких городков Германии в эту северную метрополию, то сразу почувствуете в ней некую нордическую тяжесть и даже определенную скудность.

Но, задержавшись здесь на длительное время, вы научитесь ценить внутреннюю сосредоточенность, деловитость и трудолюбие местных жителей, а также их гораздо большую отзывчивость, чем можно было бы предположить после первого знакомства. Именно это и происходит с большинством путешественников, особенно когда они приезжают сюда с юга.

Полное представление о Кёнигсберге составить затруднительно. Эта масса домов, разбросанная по холмам, намекает нам на прежнюю имперскую славу Прегельштадта. Во многих других прусских городах она давно поблекла, растворившись в суматохе современного мира. Но не в Кёнигсберге. 

Кнайпхоф — остров в центре города, окруженный рукавами Прегеля, рынок Альтштадта, Старый замок, Лёбенихт, почтенный Домский собор... Все они сохранили вековую печать былого величия и до сих пор поражают неповторимой средневековой архитектурой. Большую часть улиц здесь по-прежнему занимают дома с остроконечными крышами, напоминающими ночные колпаки. Один дом клонится к другому и с любопытством заглядывает в его окна.

Надо сказать, что во многих своих чертах Кёнигсберг носит весьма старомодный буржуазный характер, который, вероятно, утратит в самое ближайшее время. Недавно проложенная сюда железная дорога втягивает город на Прегеле в великую суету Империи, а следом и всего мира. Бранденбургские ворота превратились в импозантный въезд в город с запада. На знаменитой Философской дамбе — большом лугу, украшенном зелеными насаждениями, возвышаются величественные здания железнодорожного вокзала. В Кёнигсберге всего один железнодорожный вокзал, но именно поэтому он не имеет себе равных ни по размеру, ни по красоте.

Вокзал Кёнигсберга

Район вокзала, бывший одним из самых пустынных в Кёнигсберге, сейчас бурлит потоками транспорта.

Вокзал Кёнигсберга
1. Вокзал; 2. Бранденбургские ворота; 3. Крепостной вал; 4. Фридрихсбургские ворота; 5. Прегель.

Из болотистой местности с волшебной скоростью поднялись великолепные ряды домов, садов и новых улиц. Первая улица, на которую попадает приезжий, называется Хаберберг. В начале ее мы видим статую человека в шляпе, украшенной перьями, с мечом в одной руке и знаменем в другой. Эта ярко раскрашенная деревянная фигура — кёнигсбергский Вильгельм Телль, подмастерье-сапожник Ганс фон Саган, по легенде приведший в 1270 году начинавшее отступать орденское войско к победе в битве с литовцами при Рудау. Перпендикулярно Хабербергу проходит аристократическая улица Форштадтская Длинная. Она приведет нас в центр Кёнигсберга. Ее великолепная перспектива потрясает архитектурным великолепием. А дальше, за местной фондовой биржей, из-под арки Зелёных ворот видна следующая прекрасная улица — Кнайпхофише Ланггассе (Кнайпхофская Длинная). Ныне она является пристанищем польских и русских евреев, которых здесь можно увидеть, так сказать, в оригинале.

Неподалеку находится новая синагога, построенная в весьма импозантном стиле. Отсюда гость города выходит к главной артерии кёнигсбергской жизни — реке Прегель. С Зелёного моста, по которому можно попасть на остров Кнайпхоф, открывается великолепный вид. Справа от моста находится биржа, целиком стоящая на деревянных сваях над рекой. Фасад поддерживается портиком, опирающимся на ионические колонны. Он выглядел бы хорошо, если бы его классические формы не портил фронтон, напоминающий гренадерскую шапку.

С этой точки можно полюбоваться панорамой города. Отсюда открывается вид на порт, жизнерадостный и по-настоящему морской: с кораблями, на мачтах которых развеваются флаги, баржами и внушительными складами по обе стороны набережных, чьи прежние дощатые настилы превратились в величественные гранитные мостовые. Здесь можно увидеть различные современные суда и неуклюжие виттины с плоскими днищами, приходящие сюда из русской Литвы. Они управляются бедными дзимкенами, этими безобидными, полуголыми сынами природы, вид которых составляет странный контраст с нашей культурой и жизнью. Здесь швартуются корабли, привозящие из Эльбинга сыры и небольшие легкие лодки с овощами и фруктами. Они оснащены своего рода боковым плавником, похожим на рыбий, для того чтобы не терять равновесия на высоких волнах местных заливов в штормовую погоду. Каких плавсредств здесь только нет! Бриги и шаланды с одной-тремя мачтами, элегантные пароходы, что, подобно птицам в полете, рассекают Прегель, умело прокладывая себе путь сквозь рой других, более неуклюжих корабликов, пока наконец, тяжело дыша дымящими трубами, не причаливают, выпустив на берег толпу счастливых пассажиров.

Как же хочется однажды вместе с этими счастливцами совершить речную прогулку до Пиллау и по заливу!

Путешествие в Пиллау, — единственное, которое предпринял в своей жизни великий Кант, — было когда-то утомительным и скучным. Туда ездили на почтовом экипаже по суше или на колесном судне по заливу. Но теперь это одно из самых заманчивых направлений для тех, кто хотел бы ненадолго выбраться из Кёнигсберга.

Но мы остаемся в городе и выходим через Зелёные ворота, увенчанные башней, на самую изысканную из всех местных улиц, Кнайпхофише Ланггассе, где видим здания, напоминающее венецианские дворцы. Обнаруживать на далеком побережье Балтийского моря такие причудливые формы и линии, свойственные постройкам на побережье Адриатического моря, уже само по себе чудо.

Мы видим здесь старомодные высокие дома в старом франконском цопфстиле2. Они отделаны белоснежной штукатуркой. Видим благородных дам, выглядывающих из окон этих домов и лорнирующих прохожих. Очень своеобразно выглядят высокие крыльца с каменными лестницами, называемые здесь вольмами. Они тянутся вдоль уличных фасадов от дома к дому. Это старый добрый ганзейский стиль. Жильцы домов, особенно дамы, в хорошую погоду по обычаю итальянцев с непринужденностью, не свойственной нашему северу, охотно пользуются этими лишними квадратными футами. Даже зимой можно увидеть одетых в плотные кацавейки барышень Кнайпхофа, часами прогуливающихся по вольмам, что неизменно вызывает восхищение прохожих. Сколько сделок и сколько браков было заключено благодаря этим милым балкончикам!

Кнайпхофская Длинная

Кнайпхоф — остров, окруженный двумя рукавами Прегеля. Его болотистая почва сначала была отвоевана у реки путем забивания свай, а затем была укреплена стенами, башнями и воротами, от которых сейчас не осталось и следа.

Кнайпхоф
1. Кнайпхоф; 2. Альтштадт; 3. Ломзе; 4. Форштадт; 5. Ластадии; 6. Кафедральный собор.

Кроме грандиозной Ланггассе, на других улицах здесь также множество старинных зданий, ратуша с примыкающим к ней Юнкерхофом — копией данцигского Артусхофа4, в просторном зале которого регулярно проходят студенческие балы.

Недалеко отсюда находится Соборная площадь, над которой гордо возвышается главный местный храм с высокой башней. Он поражает своими интерьерами, высотой сводов, красивыми колоннами и величественным большим органом с пятью тысячами труб. В погребальной часовне, отделенной от хоров железной решеткой, под тремя сводами находятся гробницы великих магистров, а над ними возвышается высеченное из камня изваяние герцога Альбрехта. Он изображен лежащим в натуральную величину вместе со своей женой. На внешней северной стороне расположен бывший профессорский склеп, который называется Стоа Кантиана5, поскольку здесь в 1804 году был похоронен Кант. Бюст Канта работы Шадова6 украшает большой зал соседнего здания университета.

Внутри нефа Домского собора можно увидеть редкое богатство превосходной резьбы по дереву. В частности, великолепна резьба дубовых исповедален и кафедр каноников.

К этому почтенному собору примыкают здания университета — лекционные аудитории Альбертины, которая, если не считать высших учебных заведений Англии, является одним из лучших университетов мира. Впрочем, по громоздкости и обветшалости своих корпусов университету Кёнигсберга также трудно найти равных. Возьмем, к примеру, два ветхих каменных портала, ведущих во двор университета, на которых едва читаются благочестивые латинские надписи. Эти порталы носят аскетичный характер мрачных монашеских коллегий и никоим образом не позволяют сделать вывод о щедрости основателя университета и его преемников. Впрочем, уже заложен и освящен рукой короля фундамент нового здания для университета. Может быть уже недалек тот час, когда кёнигсбергские музы сбросят с себя нищенское рубище и явят себя миру в новых одеждах.

По Лавочному и Кузнечному мостам из Кнайпхофа можно перейти в Альтштадт, чья узкая извилистая главная улица приводит к уютному парку, разбитому подле здешней кирхи.

Он известен среди местных жителей как «Мукергартен» (Muckergarten). На заднем фоне виднеется ряд домов, над которыми живописно возвышается южное крыло замка. Во внутренний двор замка можно попасть, взобравшись на крутой холм. Богатая событиями история кёнигсбергского замка отражена в разнообразии его архитектурных стилей. Пять прошедших столетий оставили на нем свой отпечаток.

Так, половина северного флигеля сохранилась в первозданном виде со времен Тевтонского ордена и датируется серединой XIV века.

Считается, что восточный флигель был возведен при герцоге Альбрехте в 1530-х. Новое крыло в юго-восточном углу было построено во времена любившего роскошь короля Фридриха I, а западный флигель — при маркграфе Георге Фридрихе в конце XVI века. В нем находится замковая кирха, помещения которой отличаются поразительной демократичностью: в подземельях под ней находится огромный винный погреб, а над сводчатым потолком нефа — просторный Зал московитов, предназначенный для балов и торжеств. Он более обширен, чем знаменитый Гюрцених в Кёльне7.

В северном крыле расположены помещения трибунала и высокого суда (отсюда и изображения связок фасций с двух сторон от входа). К тому же здесь находится секретный архив, нумизматическая коллекция, ремесленное училище, зал "Пруссия" и зал Немецкого общества.

Над главными воротами с восточной стороны расположен зал Физико-экономического общества (Physikalisch-Ökonomische Gesellschaft) с большими часами-эталоном у окна. Члены королевского правительства, консистория и господин обер-президент занимают восточное и частично южное крыло.

На третьем этаже восточного флигеля находятся комнаты для размещения членов королевской семьи. 

Замковый пруд

Эти покрытые мхом каменные стены много раз свысока взирали на важнейшие события мировой истории.

Замок Кёнигсберг
1. Замок; 2. Штайндамм; 3. Новая Альтштадская кирха; 4. Почтамт; 5. Монетная площадь.

Здесь несчастный, недалекий герцог, попросив у высокомерных вельмож денег на покупку нового камзола, получил от них дерзкий ответ, что государь тоже может носить одеяние в заплатах.

Здесь состоялась коронация первого короля Пруссии и награжден первый рыцарь Ордена Черного Орла.

Здесь, в зале Московитов, названном так в его честь, устраивал пиры Петр Великий. Во время Семилетней войны из окон этого замка смотрели русские генералы Панин, Корф, Салтыков и Суворов, будучи губернаторами завоеванной провинции8.

В этих комнатах незабвенная королева Луиза проливала слезы в роковом 1807 году, а простой клавир, за которым она искала утешения в часы страданий и душевных мук, можно увидеть здесь и сегодня.

В этом здании в 1808 году совершалось великое дело политической реформы — уложение трех городов Кёнигсберга — заслуга наших славных государственных деятелей Штейна, Шёна и Альтенштейна (Stein, Schön und Altenstein).

Из окна этих высоких покоев 13 июня 1811 года Наполеон обозревал гордые полки Великой армии, спешащие к Неману. За спиной французского полководца виднелась голова его мамлюка Рустана. Тысячекратное Vive L'Empereur! гремело в воздухе и солнце бросало сверкающие золотые лучи на победоносных орлов легиона Французской гвардии.

Но прошло полгода и король Мюрат в своем фантастическом красочном костюме, похожем на маскарадный, затравленным беженцем смотрел на остатки великолепной армии, которая, завернувшись в лохмотья, спешно маршировала мимо, ведь спешка была вопросом жизни и смерти! А в соседней комнате тем временем Штейн, Шён и Ауэрсвальд (Stein, Schön und Auerswald) обсуждали детали народного восстания.

С просторной галереи угловой башни высотой 200 футов можно увидеть больше земли, чем принадлежит многим немецким князьям, имеющим право голоса в Бундестаге.

В одиннадцать часов утра и в девять вечера с галереи башни на городом разносится благочестивый хорал, который многим набожным сердцам может показаться более приятным, чем знаменитые классические мелодии.

Здешний винный погреб снискал огромную известность. Любой, кто хочет познакомиться с его винами, должен обратиться к управляющему так называемого «Кровавого суда» — винного ресторана в подвале под северным крылом замка. Ему с величайшей охотой будут предложены на выбор все сокровища знаменитой винотеки, перечисленные в великолепном каталоге.

Если гость этого винного заведения возжелает проводить свои изыскания под сводами глубокого подвала среди огромных бочек, отбрасывающих рембрандтовские тени, ему следует отправиться туда, в «Камеры пыток», от которых этот «Кровавый суд» и получил свое имя.

Кёнигсбергский замок впечатляет своими размерами. Тем более, что расположен он высоко, на холме, который является практически центром города. Зимой, когда Кёнигсберг переходит в режим снега и льда, подниматься к замку бывает затруднительно, и многие отважные покорители вершин то и дело скатываются с этой кручи вниз.

Бесспорно, окрестности тоже весьма впечатляют. С одной стороны возвышается восточный флигель замка с украшенным по-старинному проходным порталом и гауптвахтой посередине. Напротив него, среди высоких построек, расположены монаршие конюшни, ныне используемые кирасирским штабом. Их внутренний двор огорожен стеной с решетчатыми вставками и трофеями. Перед этой стеной на мраморном постаменте возвышается статуя Фридриха I, выполненная Шлютером9 из металла. Ее венчает прусский орел и девиз правителей Пруссии — Suum Cuique10.

Французская улица

Отсюда открывается великолепная перспектива на элегантную Французскую улицу с ее шикарными магазинами.

Французская улица
1. Французская улица; 2. Замок; 3. Замковый пруд; 4. Бургкирха; 5. Горная площадь.

Рядом с замком живописно раскинулся рынок Альтштадта, окруженный с трех сторон высокими остроконечными домами с балконообразными крыльцами и старинными ризалитами. Среди них выделяется ратуша (ныне здание суда) с высеченной из камня головой под башенными часами, называемой Яппером, которая насмешливо высовывает язык при каждом ударе колокола. Этой городской достопримечательности служат отличным фоном придворная кондитерская Поматти со статуей Фридриха Вильгельма I в нише и Замковая гора, возвышающаяся над городом.

У восточного подножья Замковой горы лежит еще один старый городской район — Лёбенихт, на главных улицах которого до сих пор веет мрачной ганзейской основательностью. Семиэтажные островерхие дома по-соседски смотрят друг на друга и, кажется, как почтенные кумушки, обсуждают меж собой свои радости и горести. Меж ними проложено множество переулков, называемых здесь «Кошачьими тропками».

По Лёбенихтише Ланггассе (Лёбенихтской Длинной) то и дело с грохотом проносятся тяжелые пивные фургоны, ведь здесь живут знаменитые и богатые кёнигсбергские пивовары, называемые на местном наречии «Mälzenbräuer» - «солодовыми пивоварами»). Лёбенихтское пиво имеет в Пруссии такую же первоклассную репутацию, что и баварское. В этом районе находятся знаменитые пивные погреба Кёнигсберга: «Туннель» Шумахера на Замковой горе, весьма популярный «Зал Гамбринуса», а наверху, на лёбенихтском холме, современный «Зал Феникса».

Вся эта местность приятно щекочет наше обоняние свежим пивным духом.

Из Лёбенихта легко попасть в Закхайм. Впрочем, этот обширный городской район в целом не представляет собой ничего интересного. Стоит отметить католическую кирху, которая с ее куполом и богато украшенным фасадом выглядит весьма величественно. Рядом с Закхаймскими воротами расположены три благотворительных учреждения для страждущих: Институт Бюлова для слепых, Приют для глухонемых и Детский дом для сирот. На длинной Кёнигштрассе (улица Королевская) надпись золотом на большом недавно построенном здании сообщает путешественнику, не чуждому латыни, о том, что здесь находится музей и Художественная академия.

В залах музея экспонируется коллекция картин кёнигсбергского художественного объединения, а также собрание гипсовых слепков, предоставленных Раухом11 и Тиком12. Они выполнены преимущественно с античных скульптур собрания дрезденского Августеума. Перед музеем возвышается обелиск, который провинция Восточная и Западная Пруссия воздвигла в 1842 г. своему бывшему президенту, государственному министру фон Шёну13, когда тот оставил государственную службу. Неподалеку находится Королевская библиотека, насчитывающая около 100.000 томов, включая множество рукописей и первопечатных изданий. Если не по содержанию (большинство книг в ней старобогословские), то хотя бы по благородному металлу переплетов эта коллекция уникальна — она известна здесь под названием Серебряной библиотеки. Сии благочестивые книги были облачены в серебро по приказу герцога Альбрехта.

Королевские ворота

Россгартен — такая же широкая уютная улица, как и Кёнигштрассе. Она населена в основном кёнигсбергской аристократией.

Россгартен и Кёнигштрассе
1. Россгартен; 2. Замковый пруд; 3. Кёнигштрассе; 4. Французская кирха; 5. Академия искусств.

Однако, прежде чем вы увидите конечные ориентиры этих улиц — Королевские и Россгартенские ворота — они обе теряют свой лоск в череде неприметных, а порой и бедных домов. Таким образом, можно совершать прогулку по этим улицам, наблюдая за жизнью, так сказать, по восходящей и нисходящей траекториям.

К самым длинным и просторным улицам города относится также и Штайндамм, обладающий поистине буржуазным характером. В начале Штайндамма Почтовая улица приводит нас к двум современным зданиям. Новое здание почты, безусловно, одно из самых красивых во всем городе. Оно спроектировано в неороманском стиле16 и, если смотреть на него со стороны внутреннего двора, где постройка образует большой открытый квадрат с двумя крыльями, выглядит особенно впечатляюще. Часы с прозрачным циферблатом в любое время суток показывают прохожим точное время. А вот Новая альтштадтская кирха, стоящая далее наискосок, уж точно не шедевр Шинкеля17. Кажется, что это строение в неоготическом стиле — фрагмент каких-то архитектурных джунглей. Внешний вид кирхи вызывает множество вопросов, но еще более — интерьер. За исключением портального фасада с высоким остроконечным арочным окном, вся архитектура здания представляет собой беспокойные, запутанные формы и неудачные сочетания, в которых трудно угадать форму креста. Могучие контрфорсы представляют для нас загадку: они возведены словно сами для себя. А внутри здания за множеством колонн не видно, собственно, самого главного…

За Штайндаммскими воротами находится так называемый Хуфен, где богатейшие городские патриции отдыхают от бремени забот в своих роскошных летних резиденциях. Здесь нет недостатка ни в развлекательных заведениях, ни в декоративных парках. На местном кладбище находится могила Гиппеля14, а также место упокоения великого астронома Бесселя. Здесь в Хуфене находится бывший сад Бузольта15, в котором в злосчастные 1807–1809 годы нашла убежище прусская королевская семья.

Парадную площадь (или Королевский сад), центр которой украшает конная статуя Фридриха Вильгельма III, ожидает блестящее будущее. Здесь на месте нынешнего манежа должны быть возведены современные корпуса университета. Бронзовая конная статуя работы Кисса18, установленная 3 августа 1851 года, является еще одним монументальным украшением Кёнигсберга. Пьедестал и основание из полированного гранита имеют высоту в 43 фута. Конь, на котором восседает монарх, изображен в спокойном положении, только правое переднее копыто нетерпеливо приподнято в воздух. Король изображен с поразительным портретным сходством, руки всадника крепко сжимают поводья. Мантия широкой волной ниспадает с его правого плеча. Она скрывает в живописных складках эстетическую неуклюжесть генеральского мундира. Голову украшает лавровый венок. Пьедестал разделен на шесть частей аллегорическими фигурами. Четыре по углам — Вера, Справедливость, Любовь и Истина, а в середине двух длинных сторон расположены Боруссия19 и Абундантия20. На передней стороне табличка, на которой под орлом в лавровом венке можно прочитать надпись: «Королю Фридриху Вильгельму III. Благодарные жители Пруссии. 1841 год»21. На рельефах изображены сцены из жизни короля и аллегорические фигуры. Историческая точность, с которой переданы одеяние и портрет короля, заслуживает всяческого восхищения22.

Но так же, как невзрачен внешний вид нынешнего университета — храма науки в Кёнигсберге, убог и облик его храма искусства — драматического театра.

Если смотреть на театр с трех сторон, то выглядит он очень интригующе: все, что можно увидеть, это длинные стены, перекрытые крышей, без каких-либо окон, как у китайцев. Каменные ступени главного входа ведут в вестибюль с колоннами, из которого через три двери можно попасть во внутренние помещения. А вот они могут смело конкурировать с красивейшими театральными залами и по своим размерам превосходят драматический театр в Берлине. Изюминкой внутреннего убранства является люстра с двумястами газовыми рожками, которая когда-то висела в зале берлинского Тройбунда23. Люстра освещает огромный зал на 1.800 зрителей. Кстати, чрезвычайно интересна история кёнигсбергского театра. Долгое время им руководили директора, известные всей Германии. Прежде всего необходимо упомянуть знаменитого Августа фон Коцебу24, немало сделавшего для развития немецкого драматического и оперного искусства и столь драматично закончившего свои дни.

Очаровательна территория Замкового пруда. Это настоящее Лаго-Маджоре для Кёнигсберга с его истинно северным климатом. Со всех сторон водоем окружают сады с террасными уступами. У моста расположен новый дворец Хартунга25, а немного правее — величественные здания на Монетной и Французской улицах. Над ними живописно возвышается Овсяная башня замка. Берега обширного пруда, густо поросшие кустарником и деревьями, павильоны, беседки, альтанки, окружающие водную гладь и отражающиеся в ней, — все это производит незабываемое впечатление.

Теплыми летними вечерами Замковый пруд до поздней ночи кишит гондолами и лодками, и пусть наши гондольеры не поют, как их венецианские коллеги, песен из Торквато Тассо26, здесь, над водной гладью, раздаются веселые студенческие песенки, полнозвучные мужские хоры и перезвон гитарных струн. Поистине сказочное зрелище представляет собой этот водоем, когда мост и окрестные сады ярко освещены, по ним прогуливаются отдыхающие, а мелодии, разносящиеся по окрестностям, пробуждают дремавшее до сей поры эхо.

За отдаленными Фрадландскими воротами дорога проходит мимо лавок старьевщиков и складов к Оксенмаркт (Бычьему рынку) и Линденштрассе (Ивовой улице), где жил Симон Дах, поэт и автор знаменитой «Анхен из Тарау»27. Эти улицы — тенистые аллеи, дома здесь богатые и солидные, похожие на большие полированные денежные ящики: ведь здесь, в тихой части города, в комфортном уединении живет несколько самых известных купцов и банкиров. Обширный скотный рынок на окраине этого места имеет облик небольшого восточно-прусского провинциального городка, часто представляющего собой одну только квадратную рыночную площадь.

Обсерватория

В противоположной части города, в очень приятной местности, расположены Ботанический сад, Зоологический музей, Анатомический театр и Обсерватория.

Новый Россгартен
1. Ботанический сад; 2. Зоологический музей; 3. Анатомический театр; 4. Обсерватория; 5. Новая Россгартенская кирха.

Давайте заглянем в Ботанический сад. Может, другие ботанические сады и превосходят кёнигсбергский по богатству коллекций, все же он едва ли уступает им по систематизации своих фондов и милому очарованию территории.

Перспектива, образующаяся между двумя прелестными холмами, очень живописна и открывает нам вид на городскую гавань, Прегель и зеленую равнину, простирающуюся до самого горизонта. Дом директора ботанического сада, увитый виноградной лозой, выглядит идиллически и изящно, как жилище какой-нибудь дриады.

Выйдя из боковых ворот ботанического сада, мы увидим величественный фасад здания в современном стиле, окруженного густой группой деревьев и кустов. Это Зоологический музей. Все, что Бог сотворил в пятый день творения, почти полностью представлено здесь в мирном соседстве друг с другом.

Недалеко отсюда, на садовой террасе, расположена знаменитая кёнигсбергская обсерватория, наблюдения которой, когда её ещё возглавлял Бессель, являлись для всех обсерваторий мира своего рода неким астрономическим Евангелием. Она отличается не только прочной внешней конструкцией здания, но и продуманным расположением на самой высокой точке города, откуда можно видеть Прегель во всех его изгибах вплоть до залива, на берегах которого расстилаются пасторальные пейзажи с пышными лугами, лесами, молочными фермами и сёлами.

В остальном Кёнигсберг беден монументальными и архитектурными украшениями. Но с той поры как недавно построенная железная дорога связала этот удаленный город на востоке с остальной страной, здесь наступил настоящий строительный бум: растет число новых домов, и городские кварталы меняют свой характер. Но красота и стиль имеют очень мало общего с этими вновь возводимыми зданиями, хотя то, что применимо к искусствам и наукам вообще, в не меньшей степени применимо и к архитектуре. Но в этой области, чисто идеальной по своей сокровенной природе, господство в нашу индустриальную эпоху завоевал презренный материализм.

Строительные предприятия в Кёнигсберге не являются исключением из общего правила. Они хотят строить дешево, используя имеющийся капитал по максимуму.

Изящество и красота вообще не принимаются во внимание: основной акцент делается на то, что практично и выгодно. Местные новостройки, как правило, похожи друг на друга, как близнецы. В этих однообразных ящиках, громоздящих этаж на этаж, как в ветхозаветном Ноевом ковчеге, очень редко можно найти следы оригинального стиля: это постройки с незримой, но явственной надписью «Нужны деньги!»

Но вскоре Кёнигсберг получит в качестве украшения города памятник великому кёнигсбергскому философу Канту. Поскольку перед новым зданием университета будет стоять статуя герцога Альбрехта, бронзовое изваяние одного из величайших своих сограждан родной город воздвигнет на площади близ кирхи Альтштадта в центре Кёнигсберга. Мы обязаны этой идеей человеку, который в настоящее время занимает кафедру Канта в Альбертине, — профессору Розенкранцу28. Хотя сборы на возведение этого монумента, включая пожертвование Его Величества короля в размере 800 талеров, уже составляют 9.000 талеров, для постамента все еще требуется собрать 4.000 талеров. Впрочем, получены еще не все пожертвования. Будем надеяться на лучшее. Статуя высотой в 9 футов уже выполнена ​​Раухом11 из гипса и должна быть отлита ​​из металла в Силезии.

Замковый пруд

Достойными во всех отношениях являются новые фортификационные сооружения вокруг города, и нельзя упускать возможности прогуляться по земляной насыпи вальных укреплений.

Фортификации Кёнигсберга
Три линии фортификационных сооружений Кёнигсберга разных эпох: 1. Средневековая, когда у каждого из трех прегельских городов были собственные крепостные стены; 2. Первый общий вальный обвод XVII века; 3. Второе вальное кольцо, построенное в середине XIX века.

Даже один лишь беглый взгляд на размах строительства этой бастионной оборонительной системы должен дать чужеземцу представление о миллионах, которые на нее уже израсходованы и потребуются еще. Этот каменный пояс обороны все туже опоясывает город. Заслуживают восхищения четыре шлюзовые плотины, которые регулируют проложенные в фортификационных целях водопроводные трубы.

Бастион Грольман и фортификационная казарма на учебном плацу, носящий название Герцогсакер (Herzogsacker) — «Герцогская пашня» [ныне — казарма Кронпринц] по месту возведения, являются главными фортификационными сооружениями между Королевскими и Росгартенскими воротами29.

Средний редюит30 бастиона Грольмана со своей свободной планировкой, прекрасно выполненным каменным основанием, величественными арочными окнами и воздушной галереей, проходящей от крыла к крылу над плоской бомбоустойчивой крышей, кажется настоящим дворцом.

Напротив находится фортификационная казарма Герцогсакер (Герцогская пашня), [ныне — казарма Кронпринц], с ее поистине циклопической каменной кладкой и бесчисленными пушечными бойницами. Она лежит у порога города, как грозный сфинкс с сотней зорких глаз, грозно взирающих по сторонам.

Королевские ворота, построенные в псевдоготическом стиле и возвышающиеся над крепостной стеной, своими выступающими эркерами и другими украшениями внешней стены напоминают замок Штольценфельс31.

В нишах второго яруса установлены три статуи: короля Богемии Оттокара32, прусского короля Фридриха I и герцога Альбрехта33. Они были выполнены из песчаника скульптором Штюрмером34.

Закхаймские ворота впечатляют своей мощью. Они служат памятником храброму Людвигу Йорку35, прибывшему сюда со своим армейским корпусом в 1813 году, и благородному барону Бюлову фон Денневицу36. Оба портрета выполнены в виде медальонов по краям арки ворот.

Россгартенские ворота построены так изысканно, что их статус фортификационного сооружения не очевиден. Фронтон ворот украшен медальонами из песчаника с портретами двух очень известных героев эпохи наполеоновских войн, а именно Шарнхорста39 и Гнейзенау40. Примерно в 50 шагах от ворот стоит башня Дона — массивное сооружение, украшающее собой берег Верхнего пруда41. На противоположном берегу воинственно возвышается башня-близнец, носящая имя Врангеля42.

Благодаря этим укреплениям Кёнигсберг может, как в свое время легендарная Троя, выдерживать многолетнюю осаду.

 

ЛЕГЕНДЫ ПРУССИИ в блоге Татьяны Коливай.


ПРИМЕЧАНИЕ ПЕРЕВОДЧИКА 

1. Фридрих Вильгельм Бессель (Friedrich Wilhelm Bessel; 1784–1846) — немецкий математик и астроном, ученик Карла Фридриха Гаусса. Иностранный член Лондонского королевского общества (1825), Парижской академии наук (1840; корреспондент с 1816), почётный член Петербургской академии наук (1814). Википедия

2. Цопфстиль (нем. Zopfstil, от Zopf — косичка) — историко-региональный художественный стиль, получивший распространение в Германии и Австрии во второй половине XVIII в. Несколько ироничное название возникло от моды того времени на мужские парики с короткими косичками при австрийском дворе императора Иосифа II (1765–1790). В Австро-Венгрии стиль цопф сменил австрийское, или венское, рококо времени правления императрицы Марии Терезии (1741–1780). Википедия.

3. В русском языке под этим термином обычно подразумевают низменные полосы морского берега, подверженные воздействию высоких приливов или нагонов морской воды. Гозен-Ной-Циттау — коммуна в округе Одер-Шпрее в земле Бранденбург. Расположена в долине Шпрее, недалеко от канала Одер-Шпрее.

4. Двор Артуса (польск. Dwór Artusa; нем. Artushof; ранее также Junkerhof) — здание в центре Гданьска, которое раньше было местом собрания купечества. Название было взято из очень популярной средневековой легенды о короле Артуре — символе рыцарства и галантности. Сначала в Великобритании и Франции, а затем и в других странах Европы его именем называли дома, где собирались рыцари и аристократы. Самым известным был Артусхоф в Данциге. Википедия

5. Букв. «Портик Канта». Стоа (греч. Στοά — «портик») — в античной архитектуре, длинная галерея-портик, обычно с одним-двумя рядами колонн и со стеной по одной из длинных сторон; крытая колоннада.

6. Иоганн Готфрид Шадов (нем. Johann Gottfried Schadow; 1764–1850) — немецкий скульптор, педагог и теоретик искусства. Представитель академического классицизма. Был основателем и одним из главных представителей берлинской классицистической школы скульптуры начала XIX века, так называемого прусского эллинизма. Википедия

7. Гюрцених (Gürzenich) был построен с 1441 по 1447 год на земле, принадлежащей семье Гюрцених как городской зал для проведения празднеств. Экстерьер здания выполнен в классическом стиле поздней готики. В бальном зале верхнего этажа принимали почетных гостей из Кёльна, праздновали вечеринки императоры, принцы и горожане, а также проводились церемонии коронации, заседали суды и рейхстаг. В XVII веке он функционировал исключительно как торговый дом. Около 1820 г. традиция средневекового дома для проведения торжественных мероприятий была возрождена.

8. В.И.Суворов, отец великого полководца, был губернатором Восточной Пруссии в 1760–61 гг. Ни С.Ф.Апраксин, ни фон Засс губернаторами Восточной Пруссии не были.

9. Андреас Шлютер (нем. Andreas Schlüter; 1634–1714) — немецкий скульптор и архитектор, яркий представитель северогерманского барокко. В 1697 году Шлютер создал бронзовую статую курфюрста Фридриха III для Кёнигсберга. В этом памятнике Шлютер выступает апологетом военной мощи и абсолютизма прусской монархии. В статуе Великого курфюрста он стремился создать образ грозного и мудрого правителя. Облачённый в античные одеяния, в пышном парике, властитель Пруссии торжественно восседает на медленно шествующем коне. Постамент памятника украшен большими декоративными волютами и четырьмя фигурами закованных в цепи невольников, символизирующих различные темпераменты и покорённые курфюрстом народы. Википедия

10. Suum Cuique — «Каждому своё» /лат./

11. Кристиан Даниэль Раух (нем. Christian Daniel Rauch; 1777–1857) — немецкий скульптор академического классицизма. Наряду со своим учителем Иоганном Готфридом Шадовом был основателем и одним из главных представителей берлинской классицистической школы скульптуры начала XIX века, так называемого прусского эллинизма. Википедия

12. Кристиан Фридрих Тик (нем. Christian Friedrich Tieck; 1776–1851) — немецкий скульптор академического классицизма. Наряду со своим учителем Иоганном Готфридом Шадовом был одним из главных представителей берлинской классицистической школы скульптуры начала XIX века, так называемого прусского эллинизма. Специализировался на скульптурных портретах и внёс большой вклад в оформление многих сооружений архитектора Карла Фридриха Шинкеля. Младший брат известного писателя-романтика Людвига Иоганна Тика. Википедия

13. Генрих Теодор фон Шён (Heinrich Theodor von Schön; 1773–1856) — прусский государственный деятель. Википедия

14. Теодор Готлиб фон Гиппель (нем. Theodor Gottlieb von Hippel; 1741–1796) — немецкий государственный деятель, писатель и критик. Бургомистр Кёнигсберга. Википедия

15. Сад Бузольта был заложен Гиппелем. Назван по имени следующего своего владельца, Бузольта.

16. Круглоарочный стиль (Rundbogenstil) — см. Неороманский стиль. Википедия.

17. Карл Фридрих Шинкель (нем. Karl Friedrich Schinkel; 1781–1841) — немецкий архитектор, живописец, рисовальщик, театральный художник. Считается лидером «романтического историзма» в немецком зодчестве: работал в стилях неоготики, неоренессанса, был главным представителем архитектурного стиля прусского эллинизма. Творчество Шинкеля оказало глубокое влияние на официальную архитектуру и все виды искусства того времени; в результате чего сдержанный классический стиль преобладал в искусстве Прусского королевства до середины XIX века. Википедия

18. Август Кисс (нем. August Kiß; 1802–1865) — немецкий скульптор.

19. Borussia — латинское название Пруссии.

20. Абундантия — римская богиня богатства и успеха.

21. ”Ihrem König Friedrich Wilhelm III. die dankbaren Preußen. 1841”

22. Подробно об этом памятнике можно прочитать в статье по ссылке

23. Treubund — объединение, основанное в конце 1848 года в Берлине людьми антидемократических тенденций, сторонников ярко выраженного пруссачества. Первоначально оно называлось Роялистским объединением, но вскоре после его учреждения, в феврале 1849 года, стало называться «Союз за Короля и Отечество». Целью Союза было укрепление лояльности королю, обеспечение нравственного воспитания народа и благополучия всех граждан. Членом Союза мог стать любой пруссак старше 20 лет.

24. Август Фридрих Фердинанд фон Коцебу (нем. August Friedrich Ferdinand von Kotzebue; 1761–1819) — немецкий драматург и романист, написал несколько популярных драм. В свое время он был даже популярнее Гёте или Шиллера. Имел чин надворного советника в Российской империи. Отец русского мореплавателя О.Е.Коцебу.

25. Иоганн Генрих Хартунг (нем. Johann Heinrich Hartung; 1699–1756) — немецкий издатель и владелец типографии в Кёнигсберге.

26. Торквато Тассо (итал. Torquato Tasso; 1544–1595) — итальянский поэт XVI в., писатель, драматург и философ.

27. «Анхен из Тарау» — песня на стихи восточнопрусского поэта Симона Даха. Оказала заметное влияние на развитие представлений о немецкой народной песне в XIX–XX веках.

28. Иоганн Карл Фридрих Розенкранц (нем. Johann Karl Friedrich Rosenkranz; 1805–1879) — немецкий философ.Был профессором философии, занимая кафедру Канта в Альбертине, университете Кёнигсберга. Википедия

29. 5 апреля 1843 года проект строительства нового вального кольца Кёнигсберга был утверждён. Строительные работы официально начались 15 октября 1843 года торжественной закладкой оборонительной казармы, носившей тогда имя "Герцогская пашня" (Herzogsacker) по месту её строительства. Позже она была переименована в Кронпринц (Kronprinz). Эта оборонительная казарма, как следует из её названия, служила для размещения войск, а в случае штурма города становилась фортификационным сооружением второго эшелона, поддерживающим огнём фронты расположенного перед ней бастиона Грольман (Grolman Bastion). Почти одновременно с этим состоялась и вторая закладка фортификационного сооружения — Королевских ворот (Königstor). Ссылка

30. Редюит (фр. reduit — убежище) — внутреннее укрепление, устраивавшееся в сомкнутых укреплениях для боя внутри последних и для усиления их внутренней обороны. Первоначальное значение редюита было служить убежищем для гарнизона, атакованного и теснимого со всех сторон. Под редюитом понимается также и всякий укрепленный пункт, расположенный позади главных укреплений и составляющий последний оплот обороны. Ссылка

31. Замок Штольценфельс (нем. Schloss Stolzenfels) расположен над одноимённым районом Кобленца на левом берегу Рейна напротив устья реки Лан. Замок был построен в 1242–1259 годах архиепископом Трира Арнольдом II в качестве летней резиденции. Сильное влияние на романтический стиль сооружения оказала английская неоготика. Комнаты летней резиденции были украшены ценной мебелью и картинами. Наиболее впечатляющим помещением являлся Рыцарский зал с выставленными там старинными доспехами. Википедия

32. Король Богемии Пржемысл Отакар II (1233–1278). Герцог Австрии с 6 декабря 1250 года по 21 ноября 1276 года, король Чехии (Богемии) с 22 сентября 1253 года, герцог Штирии в 1260–1276 годах, герцог Каринтии и Крайны в 1269–1276 годах, из династии Пржемысловичей.

33. Альбрехт Бранденбург-Ансбахский (нем. Albrecht von Brandenburg-Ansbach; 1490–1568) — последний великий магистр Тевтонского ордена и первый герцог Пруссии.

34. Вильгельм Людвиг Штюрмер /Wilhelm Ludwig Stuermer/ (1812–1864). Знаменитый немецкий скульптор. Придворный мастер короля Фридриха Вильгельма IV.

35. Граф Иоганн Давид Людвиг Йорк фон Вартенбург (нем. Johann David Ludwig Graf Yorck von Wartenburg; 1759–1830) — прусский генерал-фельдмаршал эпохи наполеоновских войн.

36. Фридрих Вильгельм фон Бюлов, граф фон Денневитц (нем. Friedrich Wilhelm Freiherr von Bülow, Graf von Dennewitz; 1755–1816) — барон, затем граф фон Денневитц (7 августа 1814), прусский генерал от инфантерии (4 апреля 1814). В честь битвы при Денневице Бюлову в Бранденбурге установлен памятник. Имя Бюлова носила улица в Закхайме (сейчас ул. Стекольная). В Калининградской области в поселке Рощино частично сохранилось и восстанавливается родовое имение фон Бюлов — Грюнхоф. Википедия

37. Капонир, капонер, капониер, капоньера , ж. caponnière — каменная сводчатая постройка в сухом рву крепости для продольного обстрела рва при отражении штурма.

38. В районе Закхайм на берегу Прегеля был создан таможенный пост, получивший название — "Литовское дерево" (нем. Littauer Baum).

39. Герхард Иоганн Давид фон Шарнхорст (Gerhard Johann David von Scharnhorst; 1755–1813) — генерал, находившийся на прусской службе с 1801 года. Как первый начальник прусского Генерального штаба, был известен своими военными теориями и реформами прусской армии, а также ее руководством во время наполеоновских войн.

40. Граф Август Вильгельм Антониус Нейтхардт фон Гнейзенау (нем. August Neidhardt von Gneisenau; 1760–1831) — прусский военачальник (генерал-фельдмаршал) эпохи наполеоновских войн.

41. Башня Дона (нем. Dohnaturm). Названа в честь прусского генерал-фельдмаршала Фридриха Карла цу Дона. Построена в 1853 г. Расположена на берегу Верхнего пруда. Википедия.

42. Башня Врангель — историческое название: Wrangelturm. Год постройки: 1853–1859.