Легенды о прусских камнях. Часть первая: жертвенники и чёртовы камни
Продолжая цикл публикаций о воплощении прусского бессознательного в местных памятниках природы и не только, на этот раз я расскажу вам о больших камнях, оставленных здесь ледником и издревле манящих взгляд и ум жителей этих мест. Многие из таких камней являлись объектами языческого культа и использовались в качестве алтарей и для приношений, поскольку соединяли различные сферы бытия – подземную, мир предков и духов, и надземный мир живых людей.
«Поскольку они не знали Бога, то случилось,
что в заблуждении своём они всю природу
почитали вместо Бога, а именно солнце,
луну и звёзды, гром, птиц, также четвероногих,
вплоть до жабы. Были у них также священные
леса, поля и реки, так что они не смели в них
рубить деревья, или пахать, или ловить рыбу».
Пётр из Дусбурга о пруссах, 1326 год
Помощником в нашем путешествии будут не только тексты восточно-прусских легенд, топографические карты и старые публикаций, но и каталог прусских культовых камней Роберта Климка, изданный в Ольштыне в 2010 году.
В народной памяти и на картах такие камни чаще всего появляются как «жертвенные» (Opferstein), «святые» (Heiligestein), «чёртовы» (Teufelstein), языческие (Heidenstein) и «эрратические»/ледниковые (Erratische Stein, Block/Err.Bl.) и др.
Heilige Stein – Святой камень у Толкемиты (г. Толькмицко, Польша) в правом верхнем углу на карте Ф. Шрётера (рисунок из каталога Роберта Климека, 2010 г.)
Существуют и персонифицированные названия культовых камней, как, например, «епископский камень» – Bischofstein, давший название местечку у Росселя/Решеля. Отдельный интерес представляет так называемый «Камень Лжи», расположенный под современным Пионерским.
Чаще всего такие камни включены в особый ландшафтный контекст. Об этом свидетельствуют не только концентрации археологических памятников, но также упоминание таких камней на окраине священных рощ («ad sanuotam silvam»), у священных деревьев и на границах прусских земель. И, конечно, расположение культовых камней, часто помеченных на карте просто как «эрратические», нередко привязано к любопытным топонимическим реликтам, сохранявшимся на территории нашей области до 1945 г. в виде Heidenberg (Гора язычников), Höllen-Berg (Адова гора) и др.
Вероятно, что до утверждения в сознании местных жителей христианских догм эти камни выполняли священные функции, которые менялись с течением времени под воздействием религиозных реформ и внешних факторов, также как и сама религия: от культа предков до культа плодородия, от «больших» хтонических богов до локальных «бесов» и хранителей домашнего очага.
Опираясь на тексты легенд, я условно разделю эти камни на «жертвенные и священные», «чёртовы», и отдельно расскажу про упомянутый уже «Камень Лжи» и некоторые другие любопытные камни. Все они выполняли важную роль в культурном ландшафте, не меньшую, чем привычные нам сегодня кинотеатры и кафе, как точки соприкосновения людей в одной культуре. Назовём их «порталами повседневности».
Конечно, легенды отражают крайне искажённое восприятие таких камней в XIX веке пришлым и местным онемеченным населением Пруссии, которое имеет мало общего с тем, что могли они значить для адептов прусского язычества. При этом, даже эти крупицы информации могут быть полезны в воссоздании масштабной картины прошлого нашего региона.
Жертвенные и священные камни
Некоторые из таких камней находились в непосредственной близости от прусских «земляных пирамид». Один жертвенный камень упоминается в легенде о Гросс-Хаузене – втором по величне городище Самбии, речь о котором шла в одном из предыдущих текстов:
«Люди поговаривают, что до сих пор на болоте у подножья высокой горы Гросс-Хаузен Берг лежит большой камень, выдолбленный с одной стороны.
Камень этот прозвали «жертвенным камнем», так как он являлся алтарём, на котором пруссы приносили жертвы своим кровожадным богам.
Деревушка Роменен (Romehnen), где было расположено святилище Ромове, находится на расстоянии всего около четверти мили от камня».
Таким образом, большой камень с углублением или отверстием, который иногда называют «жертвенным», упоминается в качестве языческого «алтаря», который, мало того, что находится у подножья прусского городища, но также располагался в окрестностях Самбийской Рамавы.
Это могло быть одно из мест предполагаемого нахождения главного святилища Пруссов (здесь его локализовал историк Й. Фойгт), известного в источниках как Ромове Рикойто.
Возможно, в полях между сегодняшними Русским и Шатрово (Зеленоградский район) действительно когда-то находился локальный сакральный центр пруссов-сембов, а может и что-то более важное.
Сейчас здесь только небольшая возвышенность, прорезанная полуразрушенной дорогой, и заброшенные поля, окружённые живописными ледниковыми возвышенностями.
Камень у Гросс-Хаузена, по мнению лейтенанта Гизе, проводившего инвентаризацию прусских укреплений в 1826-28 гг., мог находиться в юго-западной части городища. Хансу Кроме в 1940 г. этот камень найти не удалось. Тоже самое можно сказать и о сегодняшнем состоянии местности. При визуальном осмотре конструкций вального укрепления ничего похожего на большой «жертвенный» камень с искусственным углублением не было обнаружено. Несмотря на это, во рву у подножья нижнего вала находятся несколько камней, у одного из которых неоязычники, приверженцы ньюэдж или же просто участники «спортивного ориентирования на местности» и сегодня оставляют свои следы.
Один из «жертвенных» камней у подножья нижнего вала прусского городища Гросс-Хаузен (пос. Русское-II). Фото автора.
О том, как мог выглядеть камень с Гросс-Хаузена, можно получить представление, побывав у сохранившегося ледникового валуна с углублением, который находится у бывшего Грюнфельд (от нем. Зелёное поле) в окрестностях посёлка Долгоруково Багратионовского района. Это массивный камень размерами 1,2 Х 1,0 м. Вот как местные жители объясняли происхождение «жертвенного» отверстия в верхней части камня:
«Однажды чёрт играл на нём с пастухом в карты и проиграл. Разозлился чёрт и в гневе ударил кулаком по камню!».
По сообщению К. Бекерна, местные жители в конце XIX в. придавали особое значение этому камню и помнили о его жертвенных функциях, неосознанно, по мнению этого автора, делая ему приношения.
В нескольких десятках метров к западу от камня находится прусское городище, а вокруг ещё несколько археологических памятников разных эпох. Тот факт, что некоторые «жертвенные» камни именуются одновременно и «чёртовыми», наряду с их расположением во влажных болотистых местах в излучинах рек, недвусмысленно намекает на их хтоническую составляющую и связь с «подземно-погребальным» божеством, в случае пруссов – это Паталас (лат. Patollo).
«Жертвенный» или «Чёртов» камень в Грюнфельде (п. Долгоруково) (фото из статьи В. Сахма 1943 г.).
«Жертвенный» или «Чёртов» камень в Грюнфельде (п. Долгоруково) сегодня, с автором статьи для масштаба. Фото Н. Потапова.
Другим интересным примером жертвенных камней пруссов является «Священный» или «Святой» камень (Heiligen Stein) в заливе у Толкемиты (Польша), в часе езды от Фромборка в сторону Эльблонга. Первым легенду о нём опубликовал Ф. Бентлер в 1865 г., а позже – в 1915 г. – К. Крольманн:
«Давным-давно на морском побережье у Толкемиты и Кальберга (или замка Найто на Фришской косе) жили два брата – могущественных великана. Чтобы колоть дрова у них был один топор на двоих, и они бросали его через море, когда кому-нибудь из них он понадобится. Но однажды они поспорили, кому принадлежит этот топор. Брат, живущий на косе, не захотел его отдавать. Тогда великан, который жил в так называемом Викском лесу между Толкемитой и Луизенталем, схватил большой камень, чтобы убить им брата. Но, когда уже приготовился швырнуть, он выскользнул и упал в море, где и сейчас лежит. Так появилась гранитная глыба, торчащая над водой на 10-12 футов [фут – примерно 0,3 метра], а на ней отчётливо видны пальцы великана. Моряки, для которых камень очень опасен, именуют его священным камнем, чтобы избежать злых чар».
По другому варианту легенды:
«Великаны враждовали и первым камень кинул тот, что жил в замке Найто, но камень не долетел и упал на мель недалеко от берега, где и лежит до сей поры».
По легенде, камень этот был посвящён богу урожая и плодородия Курхо (Курко, Курка) и пруссы приносили ему жертвы в виде первых выловленных рыб, собранных колосьев или цветов, сжигая их на огне в углублении камня.
Около камня в дно залива была вкопана жердь с изображением Курки. В связи с этим божеством, главным регионом поклонения которому мог быть юг Натангии, Бартии и Вармия, «Святой» камень у Толкемиты упоминает в XVI веке Симон Грунау – монах, автор «Прусской хроники».
К. Харткнох и М. Преториус на рубеже XVII-XVIII веков пишут, что камень этот был особенно почитаем пруссами. Таким образом, и задолго после прививки христианства, этот камень почитался местными рыбаками, жертвовавшими ему первый улов. Как и камень у Грюнфельда-Долгорукого, он по-прежнему на месте и довольно популярен у путешественников, интересующихся древнейшим прошлым нашего региона и жертвующим ему теперь свои силы и внимание.
«Святой» камень у Толкемиты, с археологом Др. Аркадиюшем Коперкевичем для иллюстрации масштаба. Фото автора.
«Жертвенные» камни – не редкость для восточнопрусского ландшафта. Й. Фойгт и К. Бекерн упоминают древние прусские жертвенники у Хайлигенбайля (пос. Мамоново, не у того ли самого дуба?), в Нордебурге (пос. Крылово, Правдинский район) и Кройцбурге (пос. Славское, Багратионовский район), несколько – под Гумбинненом (г. Гусев) и в Варгене (пос. Котельниково, Неманский район). Сам К. Бекерн повествует интересную историю, случившуюся около 1843 года, когда в районе приходской деревни Абшванген (пос. Чехово, Багратионовский район) обвалившийся после дождей склон обнажил большой и высокий камень с углублением в верхней закруглённой части, окружённый углями, пеплом и жжёной землёй, оставшейся, как утверждает автор, от проводимых здесь ритуалов.
Самый известный камень-жертвенник на территории Восточной Пруссии был, конечно же, на священной горе Рамбинас (помните легенду «Призраки Рамбинаса»?). По описанию К. Бекнера, «жертвенный» камень имел продолговатую округлую форму, размером 15 футов с севера на юг, со скошенной поверхностью. В северной части камень был высотой 9 футов, а с юга – 5 футов. Поверхность камня была покрыта многочисленными оттисками, похожими на отпечатки следов людей и различных животных. Вот что о нём рассказывает предание XIX в., сохранившееся в разных списках и основанное, как говорят в Голливуде, «на реальных событиях»:
«У Рагнита, только на другом берегу Немана, возвышается над водой обросшая соснами гора с несколькими вершинами и оврагами. Имя ей Рамбинас. Здесь было в древности святилище литовцев (скальвов), и там был большой жертвенный камень, на котором литовцы приносили жертвы самому главному своему богу – Перкунасу, потому что оттуда по всему краю распространялись добро и счастье. Камень стоял на вершине горы. Его здесь поставил для себя бог Перкунас. Под камнем было закопано золотое блюдо и серебряная борона, так как Перкунас был и богом плодородия. Так что потом литовцы приходили к нему и приносили жертвы, особенно это совершали в новые времена, чтобы выпросить для домов и полей обилия.
Древнее предание гласит, что счастье до тех пор не покинет этот край, пока камень и гора будут стоять вместе; но гора исчезнет, если камень будет убран с неё.
И вот в 1811 г. в деревне Бардинай, на северо-западе от Рамбинаса, мельник по имени Шварц возводил две мельницы и ему нужны были два жернова. Осмотрев жертвенный камень на Рамбинасе, он решил, что из него можно сделать хорошие жернова. Мельник этот был немцем. Когда он узнал, что литовцы по доброй воле камень не отдадут, он сходил в государственный совет и получил письменное разрешение о том, что можно взять камень. Крестьяне соседних деревень подняли большой шум, как только он захотел камень тронуть, но пришлось подчиниться приказу совета. Много прошло времени до того, как мельник занялся камнем, видимо, никак не мог нанять работников; люди говорили, что произойдет несчастье, если кто-либо осмелится побеспокоить последнее святилище богов. В конце концов мельник нанял трёх работников, сильных и смелых подмастерий, которые за большое вознаграждение решили камень взять и переправить на мельницы в Барты. Эти люди были не местные, один из Гумбиннена, другой из Тильзита, а третий из прусской деревни около Тильзита. С этой троицей мельник взобрался на Рамбинас и начал работу. Но, как только мужик из прусской деревни ударил по жертвенному камню, осколок полетел в глаз, и в тот же день он на оба глаза ослеп. Он ещё долго жил в Тильзите, но так до самой смерти остался слепым. После за камень принялся подмастерье из Тильзита, но после второго удара сломал себе руку, дальше он уже не мог работать и пришлось возвращаться домой. В конце концов подмастерье из Гумбиннена расколол камень и доставил на мельницу. Но и он на третий день, когда только возвращался домой, вдруг заболел, слёг и умер, так и не добравшись до дома. Так бог Перкунас отомстил за свой жертвенный камень, у которого тысячелетия его почитали. Золотое блюдо и серебряная борона так и не были найдены, хотя много раз их искали. После того, как камень вывезли, течение Немана стало подбираться под Рамбинас, а на гору ветер стал заносить песок, так, что того места, где когда-то лежал известный жертвенный камень, уже не осталось. Всё чаще крупные куски земли смывались в Неман, и обеспокоенные литовцы смотрели на всё увеличивающийся обвал».
И действительно, по сообщению К. Бекерна, мыс Рамбинаса, где находился «жертвенный» камень, около 1835 г. обрушился в воды Немана-Мемеля. Святое место пустым не бывает. Местные жители никогда не забывали об особом значении Рамбинаса. Вдобавок, с конца XIX века и по сей день, независимо от политических обстоятельств, различные литовские общества и просто любители древности празднуют здесь разнообразные праздники, в том числе день летнего солнцестояния.
Современные «алтарь» и «жертвенник»-аукурас на вершине Рамбинаса (Литва) (фото из Википедии).
Чёртовы камни
Некоторые «жертвенные» камни пруссов в более поздние времена стали называть «чёртовыми». Многие легенды, имеющие этиологический характер, объясняют народное происхождение такого названия. Так вышло, что хтонические боги пруссов и их соседей, выходящие за пределы «хорошего» восприятия христианами, так и не смогли воплотиться в образах святых, став чертями, бесами или самим Дьяволом. Некоторые из таких камней прямо и отмечены на старых топографических картах, как «Teufelstein» (от нем. Чёртов камень).
«Чёртов» камень в Прониттене (пос. Славянское) на довоенной топографической карте.
Это то, наряду с размерами камней, что выдаёт их особенное значение для местного населения, как в случае впечатляющего «чёртова» камня в Прониттене (пос. Славянское, Полесский район), расположенного в подозрительно незастроенном заболоченном поле у излучины реки в центре посёлка.
Путешественники «Альтес-Хаус» у «Чёртова» камня в Прониттене (пос. Славянское). Фото автора.
«Демоничность» других таких камней выдают народные предания, записанные в XIX веке. Одним из самых известных таких камней на Самбии был жертвенник с городища Пиллберг (прус.-нем. «Замковая гора») у Краама/Грачёвки (Зеленоградский район). Предание, опубликованное в 1838 г. Р. Ройшем, гласит:
«У склона Пиллберга в Хёлле (ущелье между Краамом и Плинкеном) лежал один странный камень, затонувший позже в болоте. Камень был похож на стол. На каждой стороне его как будто бы сидели дети, игравшие в карты. Ещё видны были отпечатки детских рук, хотя камень стал сверху почти гладким. Кроме того, на нём как будто бы лежала нетронутая колода карт. И также были отверстия с обеих сторон, в которых могли лежать деньги. Ходят слухи, что это чёрт играл здесь с детьми в карты во время проповеди. Прихожане прокляли этих детей, а чёрт, как всегда, ускользнул».
Бекерн в своей публикации 1893 года называет его прямо «Чёртовым камнем» и упоминает «жертвенное» отверстие в верхней части. При многократном визуальном осмотре этой впечатляющей земляной пирамиды пруссов ничего похожего на «чёртов стол» найти не удалось. Похоже, не видели его и Х. Кроме в конце 1930-х и Ф. Гуревич, копавшая на городище в Грачёвке в 1949-51 годах.
«Адова» лощина у городища Пилберг-Краам (пос. Грачёвка), где мог находиться жертвенный камень. Фото автора.
Сюжет игры с чёртом или дьяволом в азартные игры во время мессы на бывших жертвенниках пруссов был довольно популярным. Вот, что рассказывает легенда, изданная в 1865 г. В. Тетау и Й. Темме, о другом таком случае, произошедшем на востоке Натангии в Домнау (пос. Домново, Правдинский район):
«В четверти мили от города Домнау лежит в поле камень средних размеров. В нём находятся 3 квадратных вдавления, как будто бы для 3 больших игральных костей. И вот как это получилось. Жил в Домнау давным-давно один подмастерье плотника. Обычно благочестивый и богобоязненный человек. Как-то раз, правда, он был навеселе. И дохвастался он до того, что хоть самого чёрта мог бы сейчас обыграть в кости. А чёрт тут как тут. И пошли они вместе в поле к этому камню. Стали они играть на большие деньги, которые чёрт поставил за душу парня. Чёрт бросил первым и сразу же набрал самое большое очко. Парень протрезвел от страха, понял в какую передрягу попал. Воздел он руки к небу и стал молиться Пресвятой Деве. И когда бросил он кости, одна из них раскололась на две части, что дало ему более высокое очко. Чёрт тот час же исчез в гневе, а в камне так и остались три дыры от этих брошенных плотником костей».
Так мы получаем интересное объяснение отверстий, которые чаще назвали отпечатком «копыта Сатаны» или же «ножкой Бога» или какого-нибудь святого. Согласно Й. Фойгту к северу от Домнау находился святой лес, посвящённый прусскому богу подземного мира – Паталсу. Вероятно, упомянутый камень мог находиться в этой роще.
Камни с отпечатками следов или копыт часто привлекали внимание местных жителей и, не исключено, играли особую роль в мировоззрении пруссов, приобретя в Новое время демонические черты.
Такие камни были известны на Самбии у Побетена-Романово и множество – в районе Киртигенена (к юго-востоку от Раушена-Светлогорска). Отпечатки на некоторых из них будто бы были оставлены «мягким местом» чёрта, когда тот спасался от Перкунса, что характерно для представлений об отношениях богов-громовержцев и хтонической «нечисти». Один подобный камень со «странными» оттисками геологического характера лежит среди других у подножья прусского городища и, вероятно, святилища, известного как Покирбен.
Камень со следами у прусского городища Покирбен (Зеленоградский район). Фото Г. Суроткина.
«Чёртовы» камни, отмеченные «дьявольским копытом» или имеющие углубление в верхней части, до второй мировой войны были найдены и на территории Восточной Пруссии, отошедшей к Польше: в Браунсберге-Бранёво, Мариенбурге-Мальборке, в Рефельде-Сарниках (почти у границы с нашей областью).
«Чёртов камень» у Крейслакена (южнее п. Донское), расположенный на морском берегу и тем самым похожий на камень у Толкемиты, упоминает в 1922 году Оскар Шлихт, автор неповторимого двухтомника «Западный Замланд». Изначально массивная гранитная глыба размерами 12 Х 3,5 м. лежала на обрывистом берегу (где и привлекла внимание пруссов), но в 1907 г. в ночь на страстную пятницу упала на морской берег. Теперь этот камень уже, похоже, – в морской пучине. Также как и огромный ледниковый валун, в 5(!) раз больший размером, упомянутый в 1661 году и, судя по сообщению О. Шлихта, бывший в 1850-м уже на 10 м. в море, а в 1865 – скрывшийся под водой.
«Чёртов» камень у Крейслакена (южнее п. Донское) (фото 1907 г. из книги О. Шлихта 1922 года).
«Чёртовы» камни известны и на востоке исторической Пруссии, на границе пруссов и ятвягов – в Раминте, известной как Роминтенская пуща/Краснолесье. Вот, что о нём рассказывает легенда, опубликованная Фридой Борбштадт в 1931 году:
«В Роминтенской пуще, в самой глубине лесной чащи лежит огромный ледниковый валун, чёртов камень. Сам чёрт, говорят, бросил туда этот камень, и вот как оно было. Когда в Тольминкемисе строилась церковь и стены возвышались уже над фундаментами, внезапно появился чёрт. Подходит чёрт и спрашивает рабочих: «А что это там такое вы строите?». Рабочие побоялись говорить правду черту, и сказали ему, что здесь будет трактир. Обрадовался чёрт и пообещал, что поможет в строительстве. И стал усердно тягать сюда камни. Но когда он увидел, как через несколько дней уже были построены окна церкви, понял, что его обманули. И в ярости он решил бросить большой камень, который уже нёс по воздуху, на строящуюся церковь, чтобы разбить её. Когда чёрт приготовился к броску, то услышал, как в доме пастора трижды прокукарекал петух. И чёрт, который, как известно, этого терпеть не может, затрясся, и камень выпал из его когтей. Так он и лежит до сего дня там в лесу».
Так местные жители объясняли себе существование в лесах и полях таких необычных по-размерам и форме камней. Сегодня в Раминте, на территории только Калининградской области, известны по меньшей мере два валуна, претендующих на роль в легенде. Оба имеют внушительные размеры. Один находится глубоко в лесу, а другой доступен для обозрения и находится в 300 метрах в лесу, справа от дороги, ведущей на Швентишки-Пугачёво, почти у самой развилки.
Путешественники «Альтес-Хаус» у одного из «чёртовых» камней в Раминте. Фото С. Курова.
Ну а в следующей публикации я постараюсь как можно подробнее рассказать о, пожалуй, самом интересном камне пруссов в Калининградской области – знаменитом «Камне Лжи»!