/ Калининград

Краеугольные камни

Ремонт брусчатки в Калининграде на улице Грига в августе 2015 г.

Фото:
Михаил Огородников

Есть ли будущее у калининградской брусчатки ?

Несмотря на то, что Калининград пытается позиционировать себя как привлекательный для туристов город, в России и Европе (не говоря уже об Америке с Азией) знают о нем до обидного мало. На Западе,  услышав о Калининграде, тут же, как правило, вспоминают Канта , а на Востоке – брусчатку.

"Я служил в вашем городе в 60-х, – сообщил мне пару лет назад пожилой тульский таксист, узнав, откуда я приехал. – У вас там еще брусчатка была. Сохранилась она или как?" Заметьте, он не спросил про Королевский замок, руины которого наверняка успел увидеть, его не интересовала судьба янтаря (мало ли – может, закончился уже?), он обошел вниманием состояние наших пляжей, даже столь любимая иногородними россиянами тема оторванности эксклава от основной территории страны не тронула водителя. Его сердце болело только о брусчатке.

«Есть?», – повернулся он ко мне и притормозил.

"Есть", – ответил я.

"Ну, слова богу," – выдохнул таксист и поехал дальше.

 

Безусловная ценность

У местных защитников довоенного культурного наследия булыжные мостовые тоже на особом счету. Одно из самых популярных калининградских интернет-сообществ по этой теме называется  «Спасем брусчатку!» (https://www.facebook.com/groups/gorodk/). Его координатор – Анна Карпенко – множество раз на самых разных площадках заявляла, что, по мнению членов сообщества (в группе состоит сейчас несколько сотен человек), брусчатка является безусловной культурной ценностью. А раз так, то она должна быть сохранена там, где она есть сейчас. При этом имеется в виду не только та брусчатка, которая находится на виду, но и та, которая скрыта под асфальтом и которая может быть обнаружена во время дорожных работ. Защитники брусчатки полагают, что убирать её можно только в исключительных случаях. Например, если она представляет реальную опасность для участников дорожного движения.

Впрочем, такую позицию разделяют в Калининграде далеко не все. Многие местные автомобилисты, когда речь заходит о брусчатке, сразу же вспоминают о подвеске. Мол, машина у меня не казенная, ремонт нынче дорог, поэтому ну её к лешему, эту вашу  брусчатку… Кроме того, многие калининградцы винят булыжные мостовые в том, что они мешают им отдыхать, поскольку заставляет машины дребезжать на манер погремушек. Учитывая, что автомобилистов в Калининграде большинство, а спать по ночам вообще хотят практически все, трудно надеяться на то, что в ближайшее время акции брусчатки покажут устойчивый рост.

 

Коварная ловушка

Теоретически ситуацию могли бы изменить местные власти. Но особого рвения с их стороны в этом вопросе пока разглядеть не удается. Да, говорит городское начальство, мы понимаем, что брусчатка это очень важно, но горожане в массе своей против, а мы что? Мы – как народ. А раз так, то беспокоиться о сохранении исторического наследия вроде как и не надо. Залил его асфальтом – и порядок.

Разумеется, через пару-тройку лет асфальт этот, как у нас водится, покроется ямами и колдобинами. Но это не страшно. Очень быстро можно положить новый. Для бюджета это, конечно, накладно, но зато – все довольны. И автомобилисты, и те, у кого слишком чуткий сон, но особенно - строительные компании, которые регулярно получают новые заказы.  

…Впрочем, совсем отмахнуться от защитников исторического наследия получается не всегда. Где-то два года назад был проведен своего рода эксперимент – брусчатку переложили на одной из самых красивых улиц города - улице Тельмана. Однако очень скоро новая мостовая пошла волнами, рассыпалась, и ездить по ней стало решительно невозможно.

Таким образом брусчатка оказалось дискредитированной, а её защитники попали в ловушку. «Ну вот, смотрите, мы пошли вам навстречу, мы попытались сделать так, как вы хотите, и вот что из этого вышло! – как бы говорила власть, обращаясь к представителям популярного интернет-сообщества. – Теперь для всех очевидно, что брусчатку надо убирать, поскольку её невозможно нормально переложить, нет у нас таких специалистов».

 

Простые рецепты

На самом деле, конечно, нормально переложить  брусчатку можно. И хороших специалистов найти не проблема. Просто искать их нужно не в Средней Азии, как у нас  частенько делают, а, например, в Германии или Италии. Или, в конце концов, в Польше, где на эту самую брусчатку едва ли не молятся.

Помнится несколько лет назад калининградские журналисты во время встречи с  председателем совета депутатов Гданьска Богданом Олешеком поинтересовались, как часто в этом городе приходится менять брусчатку на асфальт. Повторять этот вопрос пришлось несколько раз. И проблема была вовсе не в языковом барьере. Просто пан Богдан никак не мог взять в толк, как это – менять брусчатку на асфальт? Зачем?!

«Жители Гданьска просто не позволили бы этого сделать! – воскликнул он, поняв наконец суть проблемы. – Совершенно нереальная ситуация!» «Но ведь водителям, наверное, мешает булыжник? – не унимались калининградцы. Олешек, похоже, не знал, что ответить. Он просто пожал плечами.

Судя по всему в Гданьске брусчатку перекладывают настоящие мастера своего дела, поэтому она не создает проблем автомобилистам. Разумеется, труд таких специалистов стоит недешево. Но, думаю, Калининград тратит много больше, едва ли не ежегодно меняя прохудившийся асфальт. А может быть, все еще проще. Может, жители Гданьска любят родной город больше, чем свои автомобили, поэтому и вопрос о замене брусчатки на асфальт там просто не встает. Впрочем, скорее всего, в Гданьске работают два этих нехитрых фактора.

 

Это было, было…

То есть, если вдуматься, рецепт сохранения брусчатки до смешного прост. Если жителям и властям будет не все равно, она останется, если будет все равно – исчезнет. Пока, как уже было отмечено, поводов для оптимизма немного. Большинство калининградцев (даже если они не имеют машины и крепко спят по ночам) не задумываются, в чем состоит ценность этих камней, не чувствуют её. Они не понимают, что вместе с брусчаткой город лишается части  своей души, что, выкорчевывая древние булыжники, мы обрубаем корни, которые связывают нас с этой землей. При этом, что удивительно, калининградцы в массе своей убеждены, что туристам их город будет интересен  и без брусчатки. Да что там «без брусчатки» – вообще  без всего старинного. И уж тем более – без псевдостаринного.

Несколько месяцев назад во время обсуждения с общественностью условий очередного архитектурного конкурса, организованного бюро «Сердце города», одна довольно известная дама произнесла вдохновленную речь о том, что Калининграду, по сути, не нужен исторический центр. По её мнению, мы все должны смотреть вперед, а не оглядываться назад. «Пусть Калининград будет красивым, светлым городом с достойной, современной архитектурой без средневековой тесноты. Тогда  нам и самим будет приятно здесь жить , и гости к нам потянутся», – заключила она.

Нужно сказать, её выступление нашло отклик в сердцах многочисленных участников  дискуссии. «Да, да, – соглашались с выступающей люди. – Надо смотреть вперед, Кёнигсберг все равно не восстановить…» А я слушал и понимал, что все это уже было. Практически с 45-го года новые жители этой земли, энергично стряхнув с себя груз прошлого, принялись строить новый большой современный город на месте старого и, по их мнению, не очень удачного. Дело это было долгое, трудное, а временами – что там говорить – просто героическое.

Однако к началу девяностых годов прошлого века все они страшно устали. Остановились, критически осмотрели построенное и, тяжело вздохнув, отправились отдыхать в Гданьск,  центр которого был скрупулезно восстановлен после войны. Со всеми его узкими улочками, старинными домами, ну и, конечно, с брусчаткой.

Думаю, таксисту из Тулы Гданьск  тоже понравился бы больше Калининграда...

 

P.S . Впрочем, возможно, не все у нас так уж плохо. Например, недавно брусчатку перекладывали на улице Грига. Это здорово. Главное, чтобы потом не случилось так, как на Тельмана.