/ Калининград

Гражданская оборона

Почти каждый калининградец сталкивался с темой точечной застройки, косвенно или напрямую его затрагивающей. Эффекты застройки такого типа жители города могут наблюдать лично ежедневно во всех районах Калининграда.

Город постепенно теряет последние «бесхозные» зелёные зоны, дома строятся настолько плотно друг другу и на таких небольших территориях, что ни о парковке с адекватным количеством машиномест, ни о детских и спортивных площадках, ни о зелёных насаждениях речь идти не может. Тем более не стоит даже говорить об эстетической стороне «уплотнительного» строительства. В общем, как сказал однажды губернатор Калининградской области Николай Цуканов, «точечная застройка убила Калининград серьёзным образом».

Несмотря на то, что «точечная» застройка «убивает Калининград» уже более десяти лет, заметных усилий по решению данного вопроса властями города не предпринимается. Обычно противостояние активных граждан с администрацией города и застройщиками заканчивается поражением первых, так как понятие «точечная застройка» не закреплено ни Градостроительным кодексом России, ни законодательством области.

И бороться приходится не с самой застройкой, а с сопутствующими ей «процедурами»: незаконными схемами получения разрешения на строительство, вырубкой деревьев, нарушением градостроительных и санитарных норм и так далее.

Больше всех, конечно же, опечален этим фактом глава городского округа «Город Калининград» Александр Ярошук, отмечавший ранее следующее: «Власти города много, что делают с точечной застройкой. Я вообще не понимаю, что такое точечная застройка, и кто ее вообще ввел. Я специально попросил, чтобы мне справку дали юристы. Весь градостроительный кодекс они просмотрели и пришли к выводу, что нет такого термина. Ну нет его! Поэтому я не понимаю, о чем идет речь».

Бороться в таких условиях с точечной застройкой практически невозможно, можно задержать выдачу разрешения на строительство, привлечь внимание общественности, бить во все колокола по поводу коррупционной составляющей вопроса, публично порицать представителей власти и застройщиков и так далее, и так далее, но шансы победить (в стандартной ситуации) ничтожно малы.

Однако иногда беспредельное точечное строительство может затрагивать не только облик города, его благоустройство и комфорт жителей, но и другие более уязвимые для власти вопросы, игнорирование решения которых влечёт за собой нарушение федерального законодательства. Именно с таким примером я столкнулась лично.

Пару месяцев назад я совершенно случайно узнала, что на клочке земли напротив моего дома будет возведена многоэтажка. Вернее, узнала я о публичных слушаниях о выдаче разрешения на строительство дома компании с многообещающим названием ООО «Кремень».

История банальна: остался в центральном районе не застроенный клочок земли (запущенный, конечно) с травкой там, деревцами, ручейком – одно из последних пристанищ собачников. С этим участком соседствует Региональный перинатальный центр.

Но травка, деревца, собачки, ручеёк, роженицы – это никого не интересует.

Решила я ознакомиться с текстом постановления о проведении слушаний. И вот ведь оказия, на клочке земли этой находится убежище гражданской обороны (на фото ниже), в народе «бомбоубежище», мощное такое строение и главное-то  законом охраняемое (Федеральный закон № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне», Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309, Постановление Правительства Калининградской области от 4 июля 2011 г. N 509).

 

Бомбоубежище на Каштановой аллее в Калининграде

Убежище гражданской обороны на Каштановой аллее.

 

Но вот незадача, в постановлении о публичных слушаниях о бомбоубежище ничего не сказано. Совсем, ни строчки. Думаю, так нельзя, как же забыли-то про сооружение, это же объект гражданской обороны, а про оборону как же можно забыть, мы же сейчас все должны быть к обороне готовы. Составила я «челобитную» в администрацию города, мол, вы вот разрешение на строительство готовите, а там-то пробелы в документации, как же про бомбоубежище забыли, разве-ж так можно-ж?!

К сожалению, администрация города ответила на вопросы, которых я не задавала. Мне было подробнейшим образом поведано и о точном расположении участка земли, и о статье 39 Градостроительного кодекса РФ, который день и ночь блюдут в комитете архитектуры и строительства, и о любезном согласии Агентства по имуществу области на предоставление разрешения на строительство (меж строк читалось: любим, целуем, спасибо, что вы такая любопытная живёте в нашем городе).

Состоялись слушания. Естественно, в сторону строительной компании ни одного серьёзного замечания озвучено не было, кроме входящего номера моего тревожного письма с тематикой обращения.

Я расстроилась и написала другую «челобитную» в управление МЧС, мол, плачу я над горькой судьбой оборонного сооружения, а администрация города вот не разделяет глубокой печали моей, не признаёт федеральных законов о гражданской обороне и защитных объектах, и вообще никак не поймёт о чём идёт речь. Признаю, велико было мое удивление, но Управление отреагировало на следующий день после обращения. Бомбоубежище на учёте, и в МЧС его помнят и любят не меньше, чем я. На днях я получила письменный ответ.

О том, что на этой территории с бомбоубежищем администрацией разрешено строительство многоэтажки, в управлении МЧС области узнали от меня, никаких данных и требований по выполнению соответствующих мероприятий ГО и ЧС на строительство жилого дома у них не запрашивали.

После обращения управления МЧС в адрес мэра Александра Ярошука с просьбой разъяснить ситуацию, администрация проявила невероятную сознательность (которую не смогла по каким-то причинам проявить в реакции на моё обращение) и сообщила, что разрешение на использование земли под строительство дома будет выдано только после получения компанией ООО «Кремень» исходных данных и требований по выполнению мероприятий или после снятия бомбоубежища с учёта.

Однако праздновать победу рано. Никаких требований, утвержденных МЧС, строительная компания, естественно, выполнить не сможет, так как на этом клочке иначе не останется места для дома.

Понятно, что бомбоубежище будут всеми силами пытаться снять с учёта, тут так – или бомбоубежище, деревца, травка, собачки и весёлые катания детей с «оборонительной горки» зимой, или многоэтажка.

Так получилось, что бомбоубежище, предназначенное для защиты населения от поражающих факторов, позволило предпринять попытки оборонительных действий в отношении точечного строительства. Если бы его там не было, то вскоре на этом клочке земли красовался бы страшнющий строительный забор, все деревья были бы срублены, по узкой двусторонней дороге пробирались бы грузовики, а звуки и сотрясания от забивания свай радостно подбадривали бы рожениц и младенцев в соседствующем Перинатальном центре. В общем, всё было бы почти как всегда.

По поводу будущего этой земли я не питаю больших иллюзий, не будет же строительная компания, потратившая силы и (как все мы понимаем) средства, отступать из-за какой-то там обороны каких-то там граждан. И, как видится, если бомбоубежище им всё же удастся снять с учёта, застройка этого участка будет очередным примером не только наплевательского отношения местных властей к вопросам облика города, его благоустройства и правам горожан, но и демонстрацией отношения властей уже всех уровней к вопросам безопасности населения.

 

Фото автора.