Заповедник архитектурных компромиссов
Все европейские города устроены примерно одинаково. У них есть исторический центр, который играет роль общегородской гостиной, есть деловой центр, где делаются деньги, есть спальные районы, где утомленные этим занятием люди набираются сил.
Сходство Калининграда с европейскими городами исчерпывается, пожалуй, только наличием спальных районов. Об историческом и финансовом центрах здесь никто не слышал. Впрочем это не самое страшное. Куда печальнее то, что у города нет сердца. Как он дотянул до 70 лет без этого важного органа, известно одному богу. Но факт остается фактом: на месте, где должно быть сердце, стоит огромное мертвое здание и смотрит на мир пустыми глазницами окон.
Попытка исправить ситуацию была предпринята год назад, когда состоялся международный архитектурный конкурс «Сердце города», призванный решить судьбу центральной части Калининграда. Участие в нем приняли больше дюжины архитекторов из разных стран. И вот что удивительно – почти все они сочли возможным сохранить Дом Советов.
Чтоб стоял и СССР напоминал
Трудно сказать, почему так вышло. Можно, конечно, предположить, что им просто понравилось это в высшей степени неоднозначное сооружение. Можно допустить, что участники конкурса краем уха слышали, что у Дома Советов есть собственники, которые пока не готовы с ним расстаться, поэтому решили не обострять ситуацию. Но, скорее всего, иностранные и иногородние специалисты просто стремились к компромиссу, о котором так много говорилось разного рода местными экспертами перед началом конкурса.
Нужно заметить, что в Калининграде достаточно давно утвердилось в качестве доминирующего мнение о том, что если город этот имеет сложную, многослойную историю, то и его архитектуре следовало бы быть такой же. Как бы уже само собой предполагается, что каждая эпоха, в том числе и эпоха социализма, должна найти свое отражение на Королевской горе. А раз так, подумали, наверное, архитекторы, то пусть о СССР напоминает Дом Советов. Если уж он так дорог калининградцам и раз он уже есть.
Официальную позицию жюри конкурса высказал его член – известный немецкий архитектор Ханс Штимманн, который заявил, что здание это следовало бы сохранить только по той причине, что оно представляет собой часть истории города.
Пост-замок
Стоявший на Королевской горе до 1968 года замок – тоже часть истории. Однако его судьбу, в отличие от судьбы Дома Советов, этот конкурс не прояснил. Кто-то из архитекторов предложил его оставить, кто-то счел возможным лишь намекнуть на то, что он когда-то существовал. В частности, концепция питерской архитектурной мастерской «Студия 44» (руководитель Никита Явейн), которая заняла первое место, предусматривает возведение на месте замка современного здания лишь отчасти напоминающего своими очертаниями Королевский замок. Впрочем, организаторы конкурса и не ждали от участников конкретных архитектурных проектов. Им надо было предложить общую концепцию центра Калининграда.
То, как будет выглядеть Королевская гора, должно стать ясно после нового международного архитектурного конкурса, подготовка к которому уже идет полным ходом. На сайте бюро «Сердце города» можно прочитать, что к конкурсу допущено сто участников из самых разных стран, в том числе таких экзотических, как Индия, Китай, Иран, Ливан и ОАЭ.
Конкурсанты должны представить объемно-пространственное решение «Правительственного историко-культурного комплекса», который носит условное название «Пост-замок». На его территории должен разместиться конференц-зал на 1500 человек, археологический музей и Музей истории замка.
– Выглядеть этот комплекс может как угодно, – пояснил руководитель бюро «Сердце города» Александр Попадин в ходе апрельской встречи с калининградцами в библиотеке имени Чехова. – Фантазия художников ничем не ограничена. При том Попадин отметил, что лично ему кажется разумным восстановить хотя бы часть замка. Например, западный флигель, где располагался знаменитый «Зал московитов», и кирха, где короновались прусские монархи. Так же, по его мнению, можно было воссоздать находившуюся с другой стороны замка Овсяную башню.
Торт с вишенкой
Что там говорить – перед конкурсантами стоит невероятно сложная задача. И у меня есть большие опасения, что пытаясь её решить, многие из них пойдут по уже протоптанной до них тропинке компромисса. То есть, постараются сделать так, чтобы все были довольны - и те, кому почему-то дорог Дом Советов, и те, кто мечтает о восстановлении Королевского замка.
Однако представляется, что компромисс уместен далеко не везде. Он необходим в политике, в бизнесе, в семейной жизни, наконец. А вот в архитектуре он часто только вредит. За примерами далеко ходить не надо. Посмотрите на площадь Победы в Калининграде. Там построена большая белая церковь, которая греет души верующих, там высится огромная колонна с орденом, который мил сердцам ветеранов, там есть современный торговый центр для любителей шопинга и ресторанного отдыха. Это удивительное «блюдо» приправлено фонтанами для детей, скамеечками для молодежи и цветочными кадками для тех, кого тянет к земле...
Можно сказать, что площадь Победы – это воплощение общегородского консенсуса. Овеществленный компромисс. Но c другой стороны, это какая-то совершенно отчаянная архитектурная какофония, в стилистической мешанине которой не хватает, пожалуй, только памятника Ленину. Зря его перенесли к «Дому искусств». Существующую композицию он бы определенно не испортил, – напротив, выступил бы качестве вишенки на этом нелепом торте.
Конечно, в Калининграде не только на площади Победы можно увидеть подобного рода «винегрет», у нас ведь сплошь и рядом немецкие краснокирпичные дома соседствуют с советскими газосиликатными коробками и с современными строениями разной степени «шедевральности». В известном смысле наш город (да и не только город, вся область) - это своеобразный заповедник архитектурных компромиссов. И вот, похоже, наклевывается еще один. Впрочем, очень может быть, что на сей раз Калининграду удастся счастливо его избежать и получить, наконец, здоровое, не раздираемое противоречиями сердце. Пора бы уже…
P.S. Этот текст был написан до объявления результатов конкурса. К сожалению, сдержанный оптимизм, который выражался в конце статьи, не оправдался. Победу в конкурсе (итоги были подведены 9 сентября) одержал самый компромиссный из всех компромиссных проектов. Его автор – молодой архитектор Антон Сагаль – предложил и Дом Советов оставить, и некоторые элементы замка отстроить, соединив их построенными в современном стиле зданиями.
В общем, все должны быть довольны: и поклонники старины, и те, кому дорог советский период , и те, кто не равнодушен к модернизму. Но за город все равно как-то тревожно…