Мюнхгаузен в контексте древнепрусской истории
История о том почему на Руси всегда было мало свободы и порядка и о том, почему Кёнигсберг вполне можно считать отцом городов русских.
То, «откуда есть пошла» земля русская, мы знаем главным образом со слов летописца Нестора. Именно он, коротая долгие средневековые вечера, написал историю о том, как новгородские старейшины пришли к варяжскому князю Рюрику и сказали: «Велика и обильна наша земля, а порядка в ней нет. Приходи и владей нами». Рюрик дважды просить себя не заставил. Тут же собрал нехитрые пожитки и вместе с братьями Синеусом и Трувором поспешил на Русь порядок наводить.
В целом ход событий Нестор изложил верно. Единственное, в чем ошибся старец, так это в национальности Рюрика. Еще десять лет назад члены калининградского клуба «Внучата Мюнхгаузена» убедительно доказали, что никаким варягом он не был, а был чистокровным древним пруссом.
Удивительно, как до этого не додумалась академические ученые? Ведь совершенно очевидно, что новгородские старейшины никак не могли отправиться к викингам за порядком, поскольку у тех самих никакого порядка в те далекие времена не было. А в Пруссии порядок имелся. Там этого порядка было выше крыши. Куда ни глянь – всюду был порядок. Неудивительно, что пруссы очень активно его экспортировали, как, например, русичи – мёд, пеньку или, положим, дёготь.
Естественно возникает вопрос: откуда, собственно, у пруссов столько порядка? Оказывается, в древние времена в Пруссии был Скипетр Порядка – источник дисциплины, законопослушания и всякой прочей толерантности. Уезжая на Русь, Рюрик хотел прихватить его с собой, но во время неофициальной части церемонии отбытия, которая сопровождалась шумными народными гуляниями, потерял сей бесценный предмет где-то в районе Королевской горы. Именно этим объясняется тот факт, что порядок на Руси так и не завелся.
Говорят, Петр I знал, что Скипетр Порядка находится где-то в Кёнигсберге. Он даже приезжал сюда, чтобы найти его.
Чуть ли не каждый встречный немец говорил ему «Ordnung muss sein». В смысле – «порядок должен быть». Однажды Петр не выдержал и даже закричал на какого-то бюргера: «Так где же он, порядок, черт разэдакий!» Но тот ему не ответил, поскольку сам не знал, где он есть.
Но то, что не удалось сделать Петру I, вышло у барона Мюнхгаузена, который во время одного из своих посещений Кёнигсберга отыскал-таки Скипетр Порядка и надежно его спрятал, о чем довольно путано написал в своем дневнике. Собственно кропотливое изучение бумаг барона и помогло найти эту довольно изящную вещицу, изготовленную неизвестным древнепрусским мастером конца девятого века нашей эры.
Копия Скипетра, хранящаяся в холле Думы.
Внешне она напоминает позолоченный гаечный ключ на 22, поэтому ей можно закручивать обыкновенные гайки. Однако предназначена она для закручивания (и, разумеется – откручивания) гаек необыкновенных. А именно тех, на которых держатся свобода (в том числе и слова), справедливость и порядок.
Значение этой находки очень сложно переоценить. По сути – это эпохальное событие, которое полностью переворачивает наше представление о месте Калининграда-Кёнигсберга в истории страны.
Получается, это именно то место откуда, собственно, и есть пошла наша земля. И, если Киев – мать городов русских, то наш город вполне можно назвать их отцом.
Осенью 2006 года председатель клуба «Внучата Мюнхгаузена» Александр Захаров в торжественной обстановке (дело было в Королевских воротах) вручил этот Скипетр тогдашнему председателю Облдумы Сергею Булычеву, с тем, чтобы он передал его «вверх по вертикали». Тот пообещал выполнить просьбу, предупредив при этом, что закажет для себя и своих коллег депутатов копию инструмента.
Судя по всему так и было сделано. Копию Скипетра нынче можно увидеть в холле Думы – справа от входа на стеллаже с подарками от разных официальных делегаций. Правда, на табличке почему-то написано, что Скипетр местным депутатам презентовал председатель Сеймика Варминьско-Мазурского воеводства. Возможно, это какой-то хитрый ход, предпринятый в целях конспирации, а может просто ошибка.
Что же касается оригинала Скипетра, то он надо полагать, давно в Кремле. И судя по произошедшим за последние годы переменам в стране, Скипетром там активно пользуются. Но, похоже, не совсем правильно. Вернее – совсем неправильно.
Свободы слова практически не осталось, но порядка от этого не прибавилось. Одни гайки закручены до упора, у других давно сорвана резьба, третьи расшатались дальше некуда. Того и гляди – соскользнут с болтов и покатятся невесть куда…
Проблема в том, что к скипетру должна была прилагаться инструкция, но её пока найти не удалось. А без нее пользоваться Скипетром довольно рискованное занятие. Именно поэтому Мюнхгаузен, найдя в Кёнигсберге Скипетр Порядка, не передал его ни одному из сильных мира сего (а почти со всеми тогдашними видными монархами он, как известно, был на дружеской ноге), а просто спрятал. Мудрый был человек, что тут говорить…
Иллюстрации: фрагмент рисунка Августа фон Вилля, 1872. Фото автора