/ Калининград

Еще раз о том, почему люди переезжают жить в Калининград

Кое-что о любви

Кто-то любит пиво, кто-то – сны, а кто-то – рассуждать о том, что такое Калининград и что нам с ним делать.

Не так давно я, пользуясь этим обстоятельством и, так сказать, на правах, родившегося здесь и пока не собирающегося никуда переезжать человека, написал о том, как вижу и чувствую этот город.

Среди прочего я позволил себе высказать уверенность в том, что основной причиной переезда сюда из «большой России» для многих является наша близость к Европе и морю.

Cчитая это аксиомой, я не стал утруждать себя поисками доказательств. И, вероятно, зря, поскольку очень скоро выяснилось, такое положение дел очевидно далеко не для всех

Например местный философ и антрополог Дмитрий Полянский, проделав очень серьезную работу, убедительно доказал, что новые калининграцы выбрали этот город по совокупности факторов, среди которых близость к Европе и морю «далеко не главные, и уж тем более не единственные».

 

Что же тогда главное?

Главное, по мнению уважаемого ученого, это: «общий уровень жизни, зарплаты, цены на недвижимость, безработица, доступность высокотехнологичной медицины, наличие серьёзных вузов, криминогенная обстановка, экологическая среда, уровень инфраструктуры, качество дорог».

Однако приведенные самим же автором исследования данные говорят о том, что практически по всем этим параметрам, Калининград не так чтобы очень уж выделялся среди сопоставимых по количеству жителей и по статусу городов. Обыкновенный крепкий середнячок среди обыкновенных крепких середнячков. Как какой-нибудь «Ньюкасл» в английской премьер-лиге.

А раз так, то может возникнуть вопрос: Почему человек должен выбрать для постоянного места жительства Калининград, а не, положим, Астрахань?

В чем состоит основное преимущество нашего города, если вынести за скобки «шаговую» доступность Варшавы и Берлина?

По мнению уважаемого Дмитрия Полянского, причиной переезда сюда может быть наличие здесь кардиоцентра (правда, при этом он отмечает, что в Краснодаре, Смоленске и Пензе и в той же Астрахани есть точно такие же), федерального университета, Балтийской и Куршской косы, двух заливов, Виштынецкого озера и Роминтенской пущи.

 

Что тут сказать?

Если ученый считает, что для переселенцев все вышеперечисленное важнее возможности частых поездок за границу, значит, так оно и есть. Спорить с наукой дело неблагодарное и совершенно бесперспективное.

…Меня в таком подходе волнует другое. Я вполне себе представляю как кто-то перед тем, как перебраться в новый для себя город, тщательно изучает документы Росстата, сравнивает уровень жизни разных концах страны, вчитывается в отчеты областных управлений МВД и местных служб занятости, оценивает перспективы развития промышленности и сельского хозяйства. Более того, я знаю людей, которые  этим занимались перед тем приехать сюда. Однако помог такой системный подход далеко не всем.

И дело тут не только в том, что официальная статистика часто бывает довольно лукава, просто не все можно просчитать и предусмотреть.

Например, одна моя знакомая долго готовилась к переезду сюда из Владивостока. Она перечитала горы литературы, она была завсегдатаем специальных форумов, она даже пару раз наведывалась в Калининград с целью осмотреться.

Однако вскоре после окончательного переезда эта сверх-рациональная и сверх-предусмотрительная особа с ужасом для себя обнаружила, что не может здесь жить. И кардиоцентр здесь есть, и Роминтенская пуща под рукой. А вот – не нравится. И люди, как она говорит, здесь какие-то «квёлые», и движухи в городе никакой нет, и небо всё время серое, и еда невкусная. Сейчас думает во Владивосток возвращаться. И вернется, скорей всего.

С другой стороны, у меня есть знакомый, который никогда планов переезда в Калининград из своего Омска не строил. Просто однажды приехал сюда по делам и влюбился в город. Живет здесь уже больше трех лет и ходит все время как пьяный. Всё ему здесь по душе, всё вызывает восторг – от девушек до канализационных люков. Даже страшно немного за человека.

Значит ли это, что обязательно нужно прыгать в омут с головой? Разумеется, нет. Однако в хрестоматийном споре между Женей Лукашиным и Ипполитом (фильм «Ирония судьбы, или С легким паром») мне ближе позиция первого, который полагал, что не бывает запрограммированного, ожидаемого, запланированного счастья. Оно всегда приходит неожиданно, всегда – внезапно.

И потом города ведь, как и людей, часто любят не за что-то, а вопреки чему-то. Иногда даже – вопреки всему. И, если тебе здесь противно, если ты не сумел почувствовать Калининград, если не смог проникнуться его духом, то даже пять кардиоцентров и шесть федеральных университетов ситуацию не спасут. Да и близость города к Европе не поможет. Хотя… Впрочем, я обещал не поднимать больше этот вопрос. Вот и не буду…